Найти в Дзене
Фотограф-хронограф

Самара: музей "ОДК Кузнецов"

Рассказать о предприятии с более чем 110-летней историей в двух словах невозможно. Попробую лишь вкратце напомнить вам некоторые этапы развития отечественного авиа и ракетного двигателестроения на примере музея, расположенного в Самаре, в пос. Управленческий, на территории ПАО "ОДК Кузнецов".

В музее этого предприятия я уже второй раз. Первый раз я побывал в нём в 2012 году, но тогда музей располагался в другом, старом помещении. Фоторепортаж об этом вы можете посмотреть в моём блоге в Живом журнале тут https://chronograph.livejournal.com/137930.html В 2023 году музей переехал в новое современное здание, при этом многие экспонаты были отреставрированы. К сожалению музей не рассчитан на массовых посетителей, так как находится на территории режимного объекта.

Рабочие завода "Гном" в Москве, 1910-е годы
Рабочие завода "Гном" в Москве, 1910-е годы

Первые двигатели для самолётов в России начали выпускать в 1912 году на небольшом заводе "Гном" в Москве. Собирали их из привозимых из Франции деталей. В 1915 году завод объединился с французской фирмой "Рон" и стал называться "Гном и Рон". После революции завод национализировали и переименовали в Государственный авиационный завод (ГАЗ) №2 "Икар". Постепенно завод перешёл на отечественные материалы и стал использовать разработки российских инженеров. в 1927 году ГАЗ №2 "Икар" объединился с ГАЗ №4 "Мотор" им. Фрунзе и стал называться "Государственный завод №24 им. Фрунзе".

Осенью 1941 года, в связи с Великой Отечественной войной, завод был эвакуирован в г. Куйбышев (Самара) где был налажен выпуск двигателей для военных самолётов. В послевоенные годы на заводе выпускали авиамоторы М-43, М-45 и М-47, однако опыт войны показал,что нужно переходить с поршневых моторов на турбореактивные. В конце 1940-х был налажен выпуск турбореактивных двигателей ВК-1 и РД-900. В 1950-е годы на предприятии начали внедрять в производство двигатели марки "НК", названные в честь генерального конструктора Николая Кузнецова.

Николай Кузнецов в 1980-е годы
Николай Кузнецов в 1980-е годы

Николай Дмитриевич Кузнецов стал главным конструктором Государственного союзного опытного завода №2 (старое название ОКБ в пос. Управленческий) в апреле 1949 года. Под его руководством с 1949 по 1994 годы было создано 57 модификаций двигателей марки "НК" для самолётов и ракет. На всех стратегических бомбардировщиках установлены двигатели Н. Кузнецова. Треть газоперекачивающих станций имеют двигатели "НК".

-4

В музее можно увидеть воссозданный кабинет Николая Кузнецова. Здесь много оригинальных предметов и отреставрированная мебель.

-5
-6
-7

Сохранилась форма Николая Кузнецова. Он был дважды Герой соц. труда, академиком Академии наук СССР, академиком РАН, доктором технических наук и действующим генерал-лейтенантом инженерно-технической службы авиации.

-8

Интересная, на мой взгляд, страница из истории ОКБ в Управленческом: с 1946 по 1953 годы там работали инженерно-технические работники из Германии. В области авиа-двигателестроения того периода немецкие специалисты были одни из лучших и их опыт был полезен для наших конструкторов.

Немецкие специалисты в КБ пос. Управленческий, около 1950 года
Немецкие специалисты в КБ пос. Управленческий, около 1950 года

Общий вид музея

-10

Турбовинтовой двигатель НК-12, разработанный Николаем Кузнецовым, прошёл испытания в 1954 году. Его модификации эксплуатируются уже более 65 лет. Мощность двигателя - 15000 лошадиных сил! Его устанавливали на самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, Ту-95МС, Ан-22 "Антей" и на экраноплан "Орлёнок". Помимо большой мощности, двигатель НК-12 был экономичным и позволял пролететь без дозаправки до 15 тыс. км.

Макет двигателя НК-12
Макет двигателя НК-12

На большом экране можно посмотреть презентационные ролики о предприятии.

-12

Пользуясь случаем, хочу обратиться к читателям - если у вас сохранились какие-то предметы или фотографии, связанные с историей ОДК-Кузнецов (СНТК им. Кузнецова) - музей с удовольствием примет это в дар и обещает сохранить для будущих поколений (мои контакты для связи есть внизу).

Вот вам живой пример - этот макет двигателя человек нашёл около мусорки и передал музею.

-13

"Книга почёта", куда вписывали лучших работников. Такие книги были популярны в советское время.

-14
-15

Двигатель НК-361 был разработан для железной дороги - его использовали на газотурбовозе ГТh-001.

-16

Стенд, посвящённый двигателям НК-25 и НК-32. Двигатель НК-25 серийно выпускался с 1977 по 1996 годы для бомбардировщика дальней авиации Ту-22М3. На его основе были созданы двигатели НК-32, НК-36СТ, НК-37 и НК-361. Двигатель НК-32 серийно выпускается в Самаре с 1983 года для стратегических бомбардировщиков Ту-160. По фотографиям сложно понять какой у них размер, но поверьте, они огромные. Например, длина НК-32 - более 7 метров! Количество деталей в подобных двигателях может достигать 11 тысяч.

-17

Одна из многочисленных рабочих тетрадей Н. Кузнецова

-18

Макет экраноплана А-90 "Орлёнок" (испытан в 1972 году) с двигателем НК-12МК. Предназначался для быстрой переброски десанта на расстояние до 1500 км. Мог лететь над водой со скоростью 400-500 км/ч, а также в самолётном режиме на высоте до 3 км. Всего было выпущено 5 штук.

-19

Макет сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 с двигателями НК-144. Максимальная скорость - 2400 км/ч. Эксплуатировался недолго в силу дороговизны перевозок, сложности обслуживания и других причин.

-20

Стенд, посвящённый жидкостным ракетным двигателям для ракетно-космического комплекса Н1-Л3. Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Н.Д. Кузнецова в конце 1960-х - начале 1970-х годов для "лунной" ракеты Н-1. Двигатель отличался большой тягой при относительно небольшом весе. В 1974 году правительство СССР закрыло лунную программу, а уже изготовленные двигатели приказали разобрать на металлолом. Пожалев уникальную разработку, по договорённости с местным отделом КГБ, Николай Кузнецов поручил законсервировать двигатели НК-33 в одном из корпусов "Химзавода" в пос. Винтай.

-21

В 1991 году ракетный двигатель НК-33 был представлен на Международной выставке "К звёздам", где вызвал большой интерес у отечественных и зарубежных компаний. В настоящее время этими двигателями оснащается ракета-носитель "Союз-2.1в".

Детали ракетного двигателя НК-33
Детали ракетного двигателя НК-33

Лично у меня вызывает восхищение, насколько разработки Николая Кузнецова опередили своё время.

Сохранённые двигатели НК-33 в пос. Винтай
Сохранённые двигатели НК-33 в пос. Винтай

Экскурсию по музею любезно провела Наталья Николаевна Аладьева

-24

Спасибо пресс-службе ОДК-Кузнецов за возможность посетить музей.

В статье использованы мои авторские фотографии. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014

Посмотрите также: