Найти тему
Хроника Пикирующего

10 магазинных уловок, которые знают все сотрудники магазинов, но покупатели так и не научились их замечать

Оглавление

На самом деле, покупатели даже близко не представляют, какое колоссальное количество усилий тратится торговыми сетями и производителями, чтоб эффективнее выбивать из них деньги.

Дополнительные 10 ₽ с каждого чека – это миллионы выручки для торговой сети. Фокус-группы для определения наиболее приятного хруста чипсов. Камеры высокого разрешения, которые фиксируют перемещение взгляда покупателя. Программы для анализа и сортировки массива данных о покупках людей.

Это все весьма дорогие инструменты. Опытные маркетологи с космическими зарплатами по 10 часов в сутки внедряют лучшие мировые практики по выкачиванию денег из граждан.

А противостоит всему этому – обычный человек, уставший после трудового дня, который никто не готовил к такому напору со стороны магазинов.

1. Зависть – это выгодно

Один из самых недооцененных и эффективных приемов. Поражает, что зависть в нас может вызвать даже чья-то простая удовлетворенность товаром. Знакомая купила новый телефон и сияет. А за сколько покупала? А где? Может тоже пора обновить свой?

-2

И мы же минуту назад не думали о покупке какого-то товара пока не заметили, что обладание им делает кого-то таким довольным. И эта наша зависть появляется не к вещам, а к положительным эмоциям владельца.

Представляете, сколько из-за зависти было взято кредитов? Что значит «не могу себе позволить» новый автомобиль? Мне очень надо!

Соцсети, отзывы на маркетплейсах, даже комментарии к заведению общепита на картах – все может стать стимулом к зарождению этого очень расточительного чувства.

2. От человека к человеку

Зачем эта история с товарами на кассе? Все они прекрасно стоят в зале на своих местах. Покупатель много раз мог наткнуться на них и взять, но почему-то проигнорировал.

Пакеты лучше продаются, если не просто лежат под кассой, а когда их предлагают
Пакеты лучше продаются, если не просто лежат под кассой, а когда их предлагают

Дело в том, что когда вам предлагает живой человек, то сложнее отказаться, и продажи идут сильно бодрее. Ради возможности так делать сети даже включают этот элемент в алгоритм кассира.

Да, это увеличивает время обслуживания, и для остальных покупателей время в очереди растягивается, но почему бы не пожертвовать чужим временем когда на кону твоя выручка!

3. Бесплатный сыр

Известно, что человек воспринимает скидку на товар сильно хуже, чем что-то бесплатное. Мол, в первом случае ему дарят только какую-то часть товара, в во втором – отдают товар целиком.

-4

Механика 1+1 предлагает именно это – типа бесплатный дополнительный товар. И тут есть еще один любопытный и неочевидный нюанс – чувство долга когда нам что-то дарят. Мы особо не задумываемся об этой стороне, но она словно делает нас обязанными.

Трюк с чувством долга может отлично работать и во время всяких дегустаций. Например, человек перепробовал 15 видов сыра и купит хотя бы что-то даже если оказался не сильно впечатлен.

4. У нас дешево!

Проблема в том, что покупатель не может дать адекватную оценку всем 5000 наименованиям в «Пятерочке», он смотрит лишь на 10-20 знакомых ему продуктов. Если эти товары стоят каких-то вменяемых денег, то магазин в его глазах считается дешевым.

Интересный случай с огуречным рассолом (в трех фото). Первый день продаж
Интересный случай с огуречным рассолом (в трех фото). Первый день продаж

Тут на арену выходят товары-маркеры. Во всех сетях списки таких товаров свои, но они совпадают почти на 100%. То есть, люди дают оценку цен по одним и тем же позициям – бананы, молоко, курица и тд. Так что, держим цены на все это, а на остальном зарабатываем.

Прошла неделя
Прошла неделя

Есть и более прямой и эффекивный вариант, чтобы заставить человека поверить в дешевизну магазина – старое доброе вербальное внушение.

«Самые близкие низкие цены», «магазин низких цен», «справедливая цена» – такими лозунгами можно раскидываться бесплатно, и есть много людей, которые на это покупаются и верят.

И через месяц
И через месяц

И кто-то из них прямо сейчас читает данный текст и качает головой, мол, да нееееет. Это же совсем глупо. Как можно верить каким-то голословным рекламным заявлениям? Ответьте на простой вопрос – почему сети продолжают их использовать, если это бесполезно и не работает?

5. Счастье в деньгах

Возможно помните, несколько лет назад во всех российских салонах связи одновременно появилась новая фишка – здороваться с посетителями. Просто безобидная вежливость?

А счастлив ли я?
А счастлив ли я?

Или вот эта любимая фраза всех магазинных скандалистов: «клиент всегда прав», она же не отражает реальность. Это просто тезис, который обещает клиенту зону комфорта, счастья и власти. Хоть тут-то он будет всегда прав!

Все это делается только с одной целью – создать позитивную атмосферу и приподнять человеку настроение. Счастливые намного легче расстаются с деньгами, чем хмурые и недовольные.

Максимально счастливые покупатели из Красногорска
Максимально счастливые покупатели из Красногорска

Бодрая музыка и праздничные украшения в магазинах появляются не от огромной любви сотрудников к Новому году, а от того, что это может сделать кого-то счастливее (и менее критично настроенным к своим тратам), и он возьмет себе в корзину что-то еще.

6. Игры с относительностью

Никто не хочет покупать самый дешевый вариант. Люди предпочтут немного доплатить и взять второй по дешевизне. Тогда можно будет тешить себя, что ты сделал сознательный выбор, а не просто купил самое бюджетное на полке.

-10

Самые дорогие товары служат чтобы просто показывать потенциальную верхнюю границу. Мол, скажи спасибо, что твои любимые макароны не стоят 500 руб, как эта зеленая итальянская паста в красивой упаковке.

Так вот, в магазинах прекрасно понимают, как выгодно эксплуатировать склонность людей к «центральным» ценам. Например, если какой-то бюджетный продукт плохо продается, то нужно рядом с ним разместить еще более дешевого конкурента, тогда первый уже не будет в статусе «самый дешманский из всех».

-11

Или убрать все промежуточные варианты. Вы хотите купить молоко, а есть только два варианта – за 80 ₽ или за 300 ₽. Это более жесткий (вызывает негатив у людей от отсутствия выбора), но и более эффективный вариант. Люди постоянно оценивают товары относительно других.

7. Свет

Обычные офисные лампы под потолком – прошлый век. Обратите внимание, что во всех современных магазинах начали применять строго точечные светильники.

-12

Такая подсветка словно добавляет товару стоимости. Более того, свет в торговых залах сейчас еще и делят на группы. Например, в «Пятерочках» используют лампы 3-х оттенков.

Это делается, чтоб покупатель в голове визуально разделил магазин на зоны. Тут мясо, тут ФРОВ, тут молочка. Маркетологи очень сильно заморачиваются со световыми решениями. Потому что, именно свет показывает/подсвечивает нам нужную картинку.

8. Торговля образом, а не товаром

Все меньше производители делают акцент на свойствах товара и все больше на его позиционирование. В конкретных цифрах легко можно уступить конкуренту, а вот продавать образ – это уникальная возможность отстроиться от таких сравнений.

-13

Да, на нашем производстве нет всех этих ваших сертификатов ISO 14000, но у нас есть реклама, где счастливая семья актеров с разными фамилиями светится от счастья, посмотрите на нее. Сразу же захотелось купить?

Премиальные бренды делают это вообще всю жизнь (от автомобилей до iPhone), а вот теперь и обычные продукты постепенно смещают акцент от потребительских свойств к торговле образом.

9. Освободи место

Что обычно происходит с востребованными и хорошо продающимися товарами? Их закидывают в самые неудобные места на стеллаже – в самый низ или наверх.

-14

Просто нет смысла держать их в хорошем месте. Люди и так их найдут. Нагнутся или подпрыгнут. А хорошие места (так называемые «золотые полки») на уровне глаз можно выгодно продать производителям или поставить туда что-то, что нужно срочно впарить.

Вот такой парадокс – чем товар популярнее, тем с большей вероятностью его будут закидывать в самые темные углы. На главные же места попадают совсем по другим критериям.

10. Карты лояльности

Выручка магазина = средний чек * трафик. Трафик увеличивать очень сложно и затратно, придется приложить массу усилий, чтоб переманить покупателя (потому что каждый человек уже где-то покупает продукты) из другого магазина в твой.

-15

Гораздо проще работать над увеличением чека у уже имеющихся клиентов. И удержание покупателя – это тоже не так затратно, чем отбивать его у других.

И все эти скидки с кешбеками по 20 рублей или СМС с бесплатными баллами – это настолько дешево и незначительно для магазинов, что почему бы не использовать.

Не говоря уже про получаемые массивы данных о покупках, которые люди добровольно отдают за какие-то копейки. Такая информация покупателю кажется бессмысленной, но магазины со всей силы извлекают из нее прибыль.