Найти тему
Журнал "Татарстан"

Почему молчат духи Вожо

По тёмным деревенским улицам, от избы к избе, идут странные… то ли люди, то ли оборотни: тулупы мехом наружу, на головах маски чудищ либо зверей. Стучат палками в ворота, заходят в избы. Иногда делают всё молча, иногда поют – тоже странными, явно изменёнными голосами… В избе они идут по периметру комнаты, продолжая стучать палками, только теперь по полу. Хозяйка, робко улыбаясь, выносит на подносе конфеты, блинчики, колбасу. Тут же – рюмка самодельного хмельного. – Берите-берите! – старается она подмаслить страшных гостей. – Вот блинчики – как полагается, с кашей… Вот выпейте ещё, чтоб здоровье всем было, чтоб радость была, счастье! Ряженые принимают угощение. По маскам на головах непонятно, довольны они или сердятся. Но, раз все углы обстучали, надеются хозяева, значит, понравилось, значит, гости всех злых духов из дома выгнали…

Во многих удмуртских сёлах так ежегодно проходит обряд портмаськон – гуляния ряженых. Портмаськон – часть другого древнего удмуртского обряда – Вожодыра, дословно – «времени вожо». Когда‑то Вожодыр был связан с периодом зимнего солнцестояния и считалось, что вожо – это злые духи, которые ходят по земле, пугая людей и распространяя всяческие неприятности. А появляются они именно в то время, когда день и ночь как будто вступают между собой в борьбу.

Позже вожо стали ассоциироваться с духами предков, которые приходят на землю в пограничные временные периоды. Ряженые как раз и изображают таких пришельцев из иного мира, и надо их задобрить, чтобы они «очистили» жилище от всякого зла, чтобы остались в доме только те самые здоровье, радость и счастье.

«СТРАШНЫЕ» ГОСТИ

Тёмным зимним вечером машина, в которой сидит жительница подмосковного Воскресенска Ольга Кожемякина с мужем, въезжает в село Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана. Их телефоны не ловят ни одну сеть – связи просто нет. Смутно виднеются тёмные силуэты домов на заснеженных улицах. Свет горит только в одной избе. Выбора нет – надо идти на этот свет…

Через десять минут Ольга с мужем уже сидят за накрытым столом среди множества весёлых дружелюбных людей. Среди них – заведующая сельским клубом Наталья Матвеева, которую, собственно, и искали Кожемякины в далёком от их дома удмуртском селе Татарстана.

– Про это село и про Наталью я узнала из соцсетей, – рассказывает Ольга. – Я родом из Удмуртии, сама удмуртка, и мне всегда были очень интересны традиционные народные обряды. В том числе я много слышала про портмаськон – удмуртский обычай обхода домов ряжеными. Прочитала где-то, что в Варклед-Бодье этот обряд проходит каждый год, написала заведующей клубом, вот нас и пригласили на праздник.

Правда, я думала только посмотреть, как это всё происходит, да поснимать праздник – я ведь фотограф. И нам неудобно было садиться за стол с незнакомыми людьми. Хотели подождать в машине, пока гости закончат трапезу и начнётся собственно сам портмаськон. Но нас и слушать не стали: завели в избу, накормили традиционной кашей, наваристым мясным бульоном. Особенно запомнилась кровяная колбаса – в первый раз её попробовала, очень вкусно!

Заведующая клубом в селе Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана Наталья Матвеева.

Ограничиться ролью фотографа у Ольги не получается. Наталья Матвеева и её «соучастницы» по обряду командуют: «Наряжайся, с нами пойдёшь!» Женщину одевают в чужой длинный сарафан, сверху – какой‑то полушубок, на голове – мужская шапка с козырьком. Козырёк мешает фотографировать, его приходится перевернуть на затылок…

В общем, видок ещё тот. Но это и правильно, объясняют Ольге женщины. Ведь в портмаськоне важно, чтобы ряженых никто не узнал. Поэтому и сами участницы обряда чего только на себя не натянули… Одна из женщин надела на голову чулок и поверх него накрасила губы.

Пускают ряженых не везде, но уж где двери отворяют, там "страшных" гостей угощают от души.

– И смешно, и одновременно страшно! – признаётся Ольга.

И вот они идут по соседским домам. Вооружились палками, чтобы стучать в двери. Пускают, надо сказать, не везде, но уж где двери отворяют, там «страшных» гостей угощают от души, в том числе домашним самогоном. А ряженые делают «почётный круг» по комнате, добросовестно обстукивают углы палками. Жаль, печалится Ольга Кожемякина, камера постоянно запотевает от смены температуры на улице и в тёплом помещении… Наверное, кадры будут не очень резкими. А с другой стороны, это же тайна, древний обряд, так что, может, и хорошо, если фотографии получатся немного затуманенными.

Интересно, что в Варклед-Бодье ряженые весь «подомовый обход» проводят молча – это чтобы их не только в лицо, но и по голосу не узнали. Такая своеобразная игра с хозяевами, потому что считается: если кто ряженого опознает, у того весь год в семье дела будут ладиться. Но Наталья Матвеева, организатор всего местного действа, приводит ещё одно объяснение того, что в портмаськоне удмурты часто стараются скрыть лица и голоса.

– Очень мы скромный народ, – говорит заведующая клубом. – В открытую так «хулиганить» люди стесняются, а когда лицо закрываешь, то свободнее себя чувствуешь.

Чего только не придумаешь, чтобы остаться неузнанным!

МЫ ПРОСТО ТАК ЖИВЁМ…

Наталья Матвеева поясняет: у удмуртов считается, что ряженые, заходя в дом и стуча палками, выгоняют из избы всякую нечисть. В благодарность за это хозяева и угощают их – конфетами, колбасой, а то и рюмкой крепкого… Чем‑то вся эта история похожа на пресловутый Хеллоуин, который ведь тоже не американцы придумали, а древние кельты.

Ну а портмаськон, пришедший от древних удмуртов, рассказывает Наталья Матвеева, в агрызской Варклед-Бодье действительно соблюдался всегда. Сама Наталья в походах ряженых принимала участие ещё в детстве. Конечно, каких‑то тайных смыслов праздника она тогда не осознавала, было это скорее игрой, но традиция настолько глубоко укоренена в её душе, что она даже удивляется: а разве бывает по-другому, разве могут святочные дни у удмуртов обойтись без ряженых?

– Мы просто живём так, – улыбается она.

– Конечно, Наталья – заведующая клубом, и проведение праздничных обрядов вроде как её работа, – говорит Ольга Кожемякина. – Но, знаете, на работе можно гореть, а можно просто отсиживать положенное. Вот она горит. Для неё народный праздник – не просто то, что нужно сохранять, а естественная часть жизни. Это так ценно!

Когда их обход почти закончен, начинает идти частый снег. И возникает ощущение, что ты в каком‑то параллельном мире. И мир этот чист и прекрасен, ибо нет в нём нечисти и места злым людям и помыслам.

В МИРЕ ПРЕДКОВ

С приходом в жизнь удмуртов христианства старинные обряды стали частью рождественских праздников. Вожодыр с портмаськоном и различными гаданиями стал проходить в святочные дни, которые отмечаются сейчас с 7 по 19 января, от Рождества до Крещения. Древние вожо, как мы уже сказали, стали ассоциироваться с духами предков. Может, ещё и поэтому ряженые часто ходят по домам молча: если это пришельцы из иного мира, не могут же они говорить на обычном человечьем языке… Считалось, кстати, что приходят эти духи к людям по воде, поэтому в святочные дни не разрешалось ходить в баню, стирать или мыть полы.

Для детей участие в старинных обрядах – это и увлекательное приключение, и повод вспомнить о том, как жили их далёкие предки.

Кстати, помните ли вы, что непременная часть святочных празднеств у христиан (вспомним тут и Светлану Жуковского, и пушкинскую Татьяну) – это гадания? В удмуртской традиции, поясняет нам Ольга Чайникова, помощник председателя правления Национально-культурной автономии удмуртов в Татарстане, гадания тоже практиковались очень давно, а теперь они просто оказались вписаны немного в другую парадигму. И по-прежнему возможность «узнать будущее» будоражит умы молодёжи.

– Мы с девочками из воскресной удмуртской школы в Казани проводили такие обряды, они очень впечатлились, – вспоминает Ольга Чайникова. – Особенно им запомнилось гадание со свечой и водой. Делается это так: задаёшь про себя вопрос духам (мы с ребятами вслух это делали, чтобы интереснее было), потом нужно капать на воду воск свечи. Получившейся на воде фигуре необходимо дать застыть, и по тени от неё на стене увидишь ответ на свой вопрос...

-2

Так проходит портмаськон в Кукморском районе Татарстана.
А ещё, рассказывает Ольга, в деревнях девушки бросают за ворота валенок. В какую сторону он носком упадёт – оттуда и жених придёт. Или, скажем, кладут на подоконник на ночь большую ложку, заполненную водой. К утру вода замерзает, и если на поверхности появлялись бугорки – это плохой признак – так предсказывается появление внебрачного ребёнка.

-3

Что может быть увлекательнее, чем погадать на своё будущее!

Последнее гадание, конечно, пока не для учениц воскресной школы. Но, вообще, разные способы пофантазировать о своём будущем – это для удмуртских детей и увлекательное приключение, и повод вспомнить о том, как жили, во что верили и на кого уповали их далёкие предки.

Евгения Чеснокова
Фото: Ольги Кожемякиной, из личного архива Натальи Матвеевой, от РОО «Национально-культурная автономия удмуртов Республики Татарстан»