"Осенняя жатва" — Рэй Керринджер называют охотником на фей. Она возвращает домой похищенных детей, умеет выслеживать существ с Другой стороны, знает дорогу в полые холмы через туман Границы.
На Другой стороне - свои законы. Там не видно солнца, врет компас, время идет так, как ему заблагорассудится, дороги могут свиваться в кольцо, а в воздухе дрожит эхо рогов Дикой Охоты. Другая сторона - это сказки, забытые легенды. Которые могут ожить и забрать самое дорогое.
Если у меня спросят, что бы такого необычного почитать, то из большого числа недавно прочитанных книг я однозначно порекомендую городское фэнтези с элементами триллера "Осенняя жатва" от Марии Гуцол. А ещё посоветую подождать и прочитать её осенью, потому что это история с абсолютным осенним послевкусием, здесь действие начинается весной, а завершается накануне Самайна. "Осенняя жатва" не романтическое фэнтези в чистом виде, а такое крепкое комбо нуарного детектива, древних кельтских преданий, и отзвуки знакомых сказок, вплетённых в современный сюжет, дарк и триллер, где действует мрачная хтонь, поэтому с уверенностью скажу, что книга одинаково хорошо "зайдёт" как женщинам, так и мужчинам.
Сеттинг истории довольно мрачный. Действие книги разворачивается в городке Байль, что на берегу озера Лох-Тара, через который проходит граница на Другую Сторону, туманом разделяя мир людей и бок о бок живущих с ними в своей стране сидов, фейри. Правят ими Король-Охотник Кёртхана и Ниалвет, Королева Холмов. Автор наделяет сидов не только благородными чертами, но и коварством, ведь фейри крадут маленьких детей. Так нужно, объясняют они, для равновесия миров. Фейри живут по своим, иным от человеческих, законам и принципам. И до поры, до времени отношения сидов и людей пограничны. Но однажды наступит время, когда сиды и люди станут союзниками и сойдутся в поединке против общего врага из Бездны.
Главная героиня Рэйчел Керринджер — образ совсем не идеальный, но объёмный и красочный. Неуловимо напомнила мне Сталкера из "Пикника на обочине" братьев Стругацких, только городского сталкера в мире магическом. Сильная девушка, которой хочется восхищаться, вместе с тем, хрупкая и очень ранимая, есть в ней некий надлом. Она подаётся автором где-то даже чересчур маскулинной, курящей практически без остановки, позволяющей себе пропустить крепкое словцо в разговоре и рюмку виски в баре, забывающей поесть, пьющей галлонами дрянной кофе, не высыпающейся, но постепенно читатель понимает, почему Рэй так себя ведёт и откуда взялся её внутренний конфликт. Она сама была "потерянной девочкой", уведённой Дикой Охотой в волшебные холмы. Отец вернул её, взамен получил гейсы, благодаря которым сила осталась с ним. Теперь он живёт и торгует оружием на все случаи жизни. А его девочка выросла, начала сама ходить через Туман, выводить уже других детей и выполнять заказы от людей, связанные с феями. Кажется, что её сердце навсегда стало холодным, как то железо, которое Рэй носит на себе для защиты от фейри. Но в самой глубине души Керринджер так и осталась "потерянной девочкой", навсегда отравленной волшебным воздухом Другой стороны, тоскующей по чудесному вкусу земляники, соколиной охоте, полевым цветам, вплетённым в волосы сильными руками, а всему виной её единственная и неповторимая любовь — Кёртхана, Король-Охотник, который ведёт свою Дикую Охоту по красным вересковым пустошам. Обыденная жизнь стала слишком пресной для Рэй, и она раз за разом испытывает судьбу и свои гейсы, возвращаясь обратно. Но жить на два мира долго нельзя, и однажды придётся сделать тяжёлый выбор, а затем отправиться ради спасения Кёртханы в Бездну, чтобы победить Короля фоморов, её ледяное порождение.
По структуре роман состоит из шести связанных сквозными героями мини-историй со своим началом, кульминацией и завершением. Они следуют одна за другой, как бусины в чётках, и объединены общей темой. Меня очень впечатлила авторская версия широко известной легенды о Томасе Рифмаче и его арфе, о жертвах, которые приносятся во имя любви в широком смысле этого слова. Последняя новелла, в которой атмосфера щемящей грусти буквально "звенит" и достигает апофеоза, показалась мне наиболее мрачной и пронизанной ощутимым холодом, но именно эта "точка невозврата" и есть логичный завершающий аккорд для всей книги.
В этой истории много напряжения, которое не отпустит вас до самого конца повествования. Любовная ветка здесь сплошное "стекло" — царапает в процессе, но ты всё равно получаешь несказанное удовольствие от хорошего произведения. Ощущения от него такие же, словно от "поедания самого вкусного в мире битого стекла": очень больно, но прервать чтение совершенно невозможно. В "Осенней жатве" самые "стекольные" моменты — самые значимые, самые ценные в раскрытии характеров персонажей и хода сюжета. Взять хотя бы постоянную охоту-гонку Кёртханы за Рэй на Другой стороне, шесть пуль, выпущенных девушкой в Короля-Охотника, и его гейс: "Вылечить раны может лишь та рука, что их нанесла". В книге нет чистого добра и чистого зла, однозначно правых и однозначно неправых, всё, как в жизни, и в этом тоже её ценность.
Очень понравились реалистичные описания природы, атмосфера окружающего мира. Тот самый случай, когда читаешь — и буквы пропадают, а перед глазами начинает "идти" кинофильм. И теперь я с огромным удовольствием отправляюсь читать продолжение цикла "Красный вереск": ещё две части, тот же мир, но действуют другие персонажи.
Музыкальные ассоциации к "Осенней жатве" Марии Гуцол — композиции под названием "Дикая охота" от групп "Сны Саламандры" и ENCelt.
ЗЫ. В пользу знакомства с книгой говорят и отзывы от Генри Лайона Олди, Софьи Ролдугиной, Марии Покусаевой, Вадима Фарга и многих других впечатлённых "Жатвой" читателей на разных порталах.