Чем жестче протекает идеологическая борьба России с Западом, тем сильнее потребность у жителей нашей страны к возврату к идеям и символам советского прошлого.
И это не просто фигура речи, это отражение реальности. Популярность советского прошлого растет с каждым годом. И это четко фиксируют социологи, демонстрирующие тягу россиян к идеям социальной справедливости, а также популярность таких исторических фигур, как и . И как ни пыталась либеральная власть постсоветской России с этим бороться, у нее ничего не получилось. А в последние годы на фоне растущего конфликта с Западом и цветущей там русофобии уже сама российская власть вынуждена прибегать к использованию некоторых элементов советского наследия как средства укрепления национального единства. Правда, забывая об одном принципиальном моменте – сила советской системы была в реализации принципов социальной справедливости, на основе которой креп патриотизм. Но наша власть предпочитает апеллировать исключительно к патриотической идее и символам, забывая о социальной справедливости.
В наше время именно советская идеология и символика воспринимается как отражение национального патриотизма и даже как элемент русской идеи. А ведь в первые два постсоветских десятилетия обществу со всей мощью официальной пропаганды навязывалась идея якобы разрушительности советской системы для России, а также противопоставление советской власти и национальных интересов. Но не помогло. Очень быстро познав сущность дикого российского капитализма, наши люди вновь повернулись лицом к советском прошлому. И не потому, что привыкли смотреть назад. Просто они поняли, что начиная с 1990-х годов Россия идет не в том направлении.
Особенно сильно популярность советской идеи и символов стала проявляться на фоне идущей уже год и девять месяцев специальной военной операции России против бандеровского режима Украины. Страна-соседка, которая в составе СССР была одной из самых ярких советских союзных республик, за годы независимости, но особенно за последние десять лет, быстро скатилась к националистической диктатуре. Майданные власти сначала развязали на Украине волну антикоммунизма, уничтожив практически все памятники советскому прошлому и переименовав все советские названия улиц, населенных пунктов (в рамках декоммунизации), а потом перешли к борьбе со всем русским – как дореволюционным, так и современным. И теперь там не только снесли памятники деятелям дореволюционной русской культуры, стерли их имена, но даже запретили распространение их книг. Вот таким странным, казалось бы, образом на Украине декоммунизация обернулась дерусификацией.
На самом деле советская система оказалась глубоко национальной, отражая глубинную сущность русского и других коренных народов России. И это понимали некоторые деятели нашей культуры, правда, иногда задним умом. «Метили в коммунизм, а попали в Россию», – так выразился однажды , подводя итоги процессу распада СССР. Известный философ, который сам был не в ладах с советской властью, понял многие свои ошибки. Уже оказавшись в эмиграции, смог найти в себе силы, чтобы признать – разрушение советской власти привело к разрушению большого российского государства в его исторических границах. И теперь мы понимаем, что нынешняя СВО – это отложенное по времени следствие распада Советского Союза, когда ядро (нынешняя РФ) начинает возвращать свои исторические земли.
Как следствие - с возвращением России на Донбасс и в Новороссию здесь в числе первых начинают восстанавливать памятники героям Великой Отечественной войны, памятники Ленину, прежние (советские) названия городов и улиц. И это далеко не случайно, потому что символы советского прошлого здесь воспринимаются как русские (российские) национальные символы.
Эта особенность – тяга к советским символам – проявилась на Донбассе с самого начала Русской весны, то есть с 2014 года. Отчасти это объясняется тем, что пришедшая в Киев майданная власть глубоко погрязла в украинском национализме, отождествив в своих глазах русскую культуру и коммунизм. Ответом на это стала Русская весна, получившая очень сильный левый (просоветский) окрас.
В числе первых добровольцев, поехавших на Донбасс еще в 2014 году поддержать своих соотечественников, оказалось много представителей левых политических партий и движений России, в том числе от КПРФ, воевавших под красным флагом. Сами власти новообразованных Донецкой и Луганской народных республик сделали все, чтобы сохранить на подконтрольных им территориях все имевшиеся советские атрибуты. А власти ЛНР продемонстрировали свое уважение к советскому прошлому, приняв герб, созданный в стиле советских гербов. И это не просто так. Сейчас, с высоты прошедших лет, многие жители ДНР и ЛНР говорят, что именно советские годы были для них самыми счастливыми, потому что тогда были мир, искренняя дружба народов, а также социальное и материальное благополучие.
Именно советское прошлое на землях бывшей Украинской ССР пользуется популярностью. Потому что людям есть с чем сравнивать настоящее – нынешнюю разруху с прежним процветанием. И это необходимо учитывать в рамках работы по интеграции новых земель в российское историческое и культурное пространство. Потому что для многих поколений наших людей, живущих как в России, так и в пока еще бандеровской Украине, именно советские идеи и символы являются понятными и привлекательными. И этим российской власти необходимо активно пользоваться.