Найти тему
856 подписчиков

Хищные динозавры мира на русском. Предисловие.

134 прочитали
Сейчас у меня в работе нет никакого перевода, поэтому наконец-то дошли руки для проекта мечты — перевода «Хищных динозавров мира» Грегори Пола.

Сейчас у меня в работе нет никакого перевода, поэтому наконец-то дошли руки для проекта мечты — перевода «Хищных динозавров мира» Грегори Пола. Подробнее о том, чем эта книга хороша, я написал в обзоре. Если вкратце: из нее растут ноги половины современного западного палео-научпопа, от книг Марка Уиттона до Стивена Брусатти. Книга во многом устарела, но за эволюцией научной мысли следить не менее интересно, чем за эволюцией жизни на Земле.

План такой: буду переводить по одной главе из первой части:

Сейчас у меня в работе нет никакого перевода, поэтому наконец-то дошли руки для проекта мечты — перевода «Хищных динозавров мира» Грегори Пола.-2

Вторую часть, «Каталог хищных динозавров», переводить не буду, потому что та же информация в более современном виде и так уже есть в «Принстонском определителе», который уже переведен.

Если дойдут руки, буду добавлять какой-нибудь дополнительный материал: например, интересно сравнить старые и обновленные реконструкции скелетов.

Когда выложу все кусочки, сверстаю их в один pdf.

Сегодня выкладываю предисловие. Начали.

Хищные динозавры мира. Полный иллюстированный справочник

Автор текста и иллюстраций

ГРЕГОРИ С. ПОЛ

Моей двоюродной бабушке, Лорел Дьюи, которая научила меня, что Tyrannosaurus читается «ти-ран-но-завр», а не «три-ано-завр», и многому другому о динозаврах и природе

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа над этой книгой началась около семи лет назад, когда Роберт Бэккер — прогрессивный динозавролог, с которым я учился много лет, — предложил мне выполнить скелетные реконструкции некоторых хищных динозавров. Примерно тогда же я углубился в вопрос происхождения птиц, который, конечно, был связан с динозаврами. Потом то одно, то другое, и вот уже у меня набралось материала на целую книгу о хищных динозаврах. Так что я решил сделать то, чего никто никогда не делал. Большинство книг о динозаврах говорят обо всем понемногу. Но никто еще не писал книгу, посвященную определенной группе, по очереди рассматривая каждый вид. Это довольно странно: есть же книги о союзных истребителях Второй мировой войны или о водоплавающих птицах Северной Америки; почему бы не написать книгу и о хищных динозаврах? На самом деле я надеюсь, что это будет первая книга из целой серии, посвященной разным группам родственников динозавров — архозавров. Следующие два-три тома можно было бы посвятить растительноядным динозаврам — их гораздо больше, чем хищных, — затем по одному о предках динозавров, примитивных текодонтах и крокодилах, еще один о птерозаврах и, возможно, последний о ископаемых птицах.

Это моя первая книга, и в ней я попытался сделать две вещи: одна касается текста, другая иллюстраций. Что касается первой, то в последнее время появилось несколько хороших книг о динозаврах, но их все еще очень-очень мало. Большинство книг о динозаврах впадают в страшнейший грех — они скучные. А динозавры скучные только для тех, кто ничего о них не знает. Что подводит нас к следующей беде: в книгах о динозаврах обычно масса ошибок. Эти две беды часто — не всегда, но часто — возникают, когда книги пишут люди, далекие от науки, которые, за отсутствием собственных знаний, ссылаются на предыдущие книги как на первоисточники — а те в свою очередь либо сами были написаны непрофессионалами, которые делали то же самое, либо безнадежно устарели. Динозаврология пережила настоящую революцию, и работы шестидесятых годов сейчас скорее вводят в заблуждение, чем просвещают. В итоге появляются книги о динозаврах, которые бесконечно и бездумно повторяют то, с чем уже не согласен ни один специалист. Порой в них затрагивают и новые идеи, но поверхностно, так что у читателя не складывает целостной картины биологии динозавров. И даже книги, что рассказывают о новых концепциях, написаны так бессвязно и путано, что от них больше вреда, чем пользы. Другая беда с текстами о динозаврах проистекают из неправильного использования или непонимания современной биологии. В последние десятилетия произошел огромный скачок в полевой биологии, наблюдениях за живыми животными в естественной среде. То же самое произошло и в биомеханике — изучении внутренней работы организмов. А для понимания вымерших животных знание современной биологии жизненно важно. К сожалению, ряд ложных идей уже стал общим местом в научно-популярной литературе, ориентированной на популярность в СМИ. Динозаврология в особенности зациклилась на нескольких устаревших идеях: что хищники никогда не убивают ради удовольствия, что сухопутные животные могут прокормиться одной лишь падалью и что крупные животные не умеют бегать и перегреваются в жарком климате. Этим заблуждениям с равной легкостью поддаются обычные люди и профессионалы, и переносят их в свои книги.

Что касается иллюстраций, то большинство из них так ужасны и с научной, и с художественной точки зрения, что словами не описать. Печально видеть, как самых, на мой взгляд, поразительных животных в истории Земли изображают скучными и невзрачными, ведь динозавры такими не были. Хуже всего — «надутые» динозавры, которые больше похожи на надувные фигуры на параде в честь Дня Благодарения возле универмага Macy's. Опять же, ошибки художников прошлых лет повторяются вновь и вновь, а то и усиливаются. Здесь у меня большое преимущество: я профессиональный палеонтолог, который иллюстрирует свои гипотезы сам. Палеонтологи, не умеющие рисовать, часто тратят массу сил и нервов, чтобы заставить художников перенести свои идеи на бумагу или экран. Проблема усугубляется тем, что профессиональные ученые часто относятся к иллюстрациям пренебрежительно, будто хорошо нарисовать динозавра не так важно, как его изучить. Такое отношение часто видно в книжных рецензиях, где за подробным разбором текста идет краткое замечание, что иллюстрации «информативны» или «стоят своих денег». Своей книгой я надеюсь в том числе установить новую планку для иллюстраций динозавров.

Поэтому я выбрал иной подход. Конечно же, в моей книге представлены только современные гипотезы о динозаврах. Многие из них спорны, но я и не пытался искать золотую середину — пусть этим занимаются другие. Вместо этого я попытался показать читателю, в чем суть спора. И вот еще: если хорошего ответа на вопрос нет, я так и пишу. Читателей слишком часто пытаются убедить, что тот или иной вопрос палеобиологии уже решен, даже если это не так. Надеюсь, что концепция биологии хищных динозавров, изложенная в этой книге, логична и непротиворечива. В работе над книгой я постоянно задавал себе вопрос: хотел бы я увидеть что-то подобное в книге о китах или самолетах — я ими интересуюсь, но не обладаю профессиональными знаниями о них. Конечно, некоторые идеи я не смог обосновать подробно — на то есть научные статьи. Но большая часть информации пригодится и профессионалам. Например, представлена новая схема классификации и наименования хищных динозавров. Я счел это оправданным, потому что традиционная система повсеместно считается устаревшей, а новой пока не предложено. Для сведения экспертов и энтузиастов, в книгу включена обширная библиография. Эта работа ни в коем случае не всеобъемлющая. По мере накопления знаний ее непременно придется обновить, так что комментарии и указания на упущения только приветствуются.

Еще одна важная задача книги — представить знатокам и ценителям динозавров, то, чего у них никогда не было: реконструкции скелетов всех хищных динозавров, для которых такая реконструкция вообще возможна. Реконструкции очень полезны для художников и выполнены в едином стиле, чтобы их было легче сравнивать между собой. В последующих томах я надеюсь сделать то же самое для всех архозавров. Что до полных реконструкций внешнего облика, то их суть в том, чтобы переводить научные гипотезы и концепции на язык визуальных образов. К тому же динозавры выглядят круто.

Книга стала возможной благодаря целому ряду обстоятельств. Когда я впервые всерьез задумался о ее написании, Стивен Стэнли с факультета наук о Земле и планетах Университета Джона Хопкинса предложил мне поговорить с Хорасом Джадсоном из соседнего кабинета. Хорас предложил отправить описание идеи в книжный проект Нью-Йоркской академии наук «Научная перспектива» под руководством Хайнца Пагельса. Я так и сделал, и мое предложение приняли. Академия договорилась с литагентом Джоном Брокманом, который, в свою очередь, подрядил издательство «Саймон и Шустер» (Simon & Schuster). Элис Мэйхью, Эрика Голдман, Урсула Обст, Джордж Ходжман, Вероника Джонсон и другие дали отличные советы по редактированию. Огромное спасибо им всем за помощь и терпение. Благодаря им книга во многом стала именно такой, на какую я изначально надеялся.

Что касается научной части книги, то прежде всего я хочу поблагодарить Роберта Бэккера за годы нашей совместной работы и дискуссий, когда предподавал на факультете наук о Земле и планетах в Университете Джона Хопкинса. Многие его воззрения о динозаврах получили отражение в этой книге. Также выражаю огромную благодарность Кеннету Карпентеру за продолжительную совместную работу и обмен мнениями, особенно по протоптицам, а также за данные о многих образцах. Многие другие люди дали ценные комментарии, информацию и оказали другую помощь, и всех их я от души благодарю. Филип Карри из Тирреловского музея в Альберте оказал большое гостеприимство и предоставил информацию о канадских динозаврах; Дональд Бринкман из того же учреждения тоже очень помог. Дейл Рассел из Национального музея Канады и Крис Макгоуэн из Королевского музея Онтарио много рассказали мне о своих динозаврах. C протоптицами очень помогли Джон Остром и Боб Аллен из Йельского университета — они поделились ценными данными и предоставили доступ к своим коллекциям. Я многое понял об археоптериксе благодаря переписке с Аликом Уокером. Гюнтер Виоль из Музея юры в Баварии, Герман Ягер из Берлинского музея естествознания имени Гумбольдта, а также Алан Чариг и Анджела Милнер из Британского музея естественной истории оказали огромную помощь и гостеприимство, когда я осматривал тамошние экземпляры археоптерикса. Анджела Милнер также прислала важную информацию о тероподах из своего музея. Филип Пауэлл из музея Оксфордского университета поделился данными о мегалозаврах и других британских тероподах; Филипп Таке из Парижа помог с французскими коллекциями. Чарльз Шафф помогал с протоптицами и ранними динозаврами из коллекции Гарварда. Санкар Чаттерджи подробно рассказал о своем новом птицеподобном динозавре "протоависе". В работе о тероподах и их следах очень помогли Джеймс Фарлоу, Хартмут Хауболд и Пол Олсен. Что касается ранних теропод, то тут мне помог Эдвин Колберт, декан факультета палеонтологии динозавров, а также Тим Роу и Алан Маккрэди. Во время работы в Национальном музее США, известному также как Смитсоновский институт, мне много лет помогали Николас Хоттон, Майкл Бретт-Сурман и Арнольд Льюис, а совсем недавно Ханс-Дитер Сюс. Гальшка Осмольска и Тереза Марьянска радушно меня приняли и оказали огромную помощь во время моего визита в Варшаву в 1981 году. Сергей Курзанов прислал из Москвы данные по протоптицам. Двигаясь дальше на восток, Масахиро Танимото из Японии предоставил факты об азиатских динозаврах, которые я не смог бы получить иным способом. В ходе визита в Соединенные Штаты Дон Чжимин много чего рассказал мне о китайских тероподах. На юге Хосе Бонапарте, Фернандо Новас и Андреа Аркуччи прислали данные об аргентинских динозаврах. А Ральф Мольнар из страны антиподов поделился сведениями об австралийских видах. Что касается аллозавров, цератозавров и других крупных теропод, тут бесценную помощь оказали Джеймс Мэдсен, Уонн Лэнгстон и Джефф Питтман. Данные о новых меловых тероподах и птицах Алабамы поступили от Дэниела Уомчела и Джеймса Лэмба. Ценнейшими данными о ранних птицах поделились Андрей Эльзановский, Питер Хауд и Сторрс Олсон из Национального музея Соединенных Штатов. Я многое почерпнул из обсуждений биологии динозавров с Гаем Лейхи, а также из работ Томаса Макмахона о передвижении животных и Дэниела Костанцо о более философских аспектах динозаврологии. Льюис Херкстал предоставил много интереснейших данных по страусам. С вопросами о таксономии динозавров и русскоязычной литературе часто помогали Джордж Ольшевский и Дональд Глут. Что касается палеоарта, то я вдохновлялся работами Стивена и Сильвия Черкас, Марка Халлетта, Джона Гурхе и Дугласа Хендерсона. Модель дилофозавра в натуральную величину мы с огромным удовольствием сделали вместе с Дональдом Бэйрдом, Ричардом Рашем и Роджером Уолшлагером. Репродукции многих иллюстраций были выполнены на производственной базе компании Monotype Composition Company в Балтиморе. Список далеко не полный список, и я приношу извинения тем, кого я невольно упустил. Всем еще раз спасибо. Работы вышеупомянутых и других палеонтологов цитируются по всему тексту. Я считаю, что суть работы ученого важнее места его работы, и потому в библиографии перечисляю статьи ученых, а не учреждения.

Грегори С. Пол

Балтимор, Мэриленд

1988