Найти тему
Согласен с вами

Россия показывает, как должна работать культура отмены на самом деле

Борис Акунин, как гражданин — экстремист, а как человек оказался Г. Впрочем, не он один. Отличительной чертой всей этой либеральной братии, в чей список входят и Быков, и Улицкая, и полозкова (с маленькой буквы), и Пугачева, и еще множество фамилий артистов различного формата, является то, что они были уверены в незыблемости собственного авторитета. Все они буквально так и считали: кто, если не они? Однако, новая история России и новые российские реалии показывают прямо сегодня, что на самом деле, буквально кто угодно. Товарищи-экстримисты, поддерживающие убийство российских граждан и военные удары по территории России, переоценили значимость собственных фигур для истории страны. С другой стороны же, мы с вами недооценили необходимость периодических чисток культурного пространства. Будем откровенно честны: вероятно, каждый из нас думал, если удалить из российской культуры самые громкие имена, то ей это непременно должно навредить. И какого же было удивление, когда оказалось, что российская культура от чисток становится только лучше. Она избавляется от косности, затхлости и откровенного автороцентризма. А на месте прежних имен появляются другие. Подобно тому, как после лесного пожара появляются новые деревья. Стоит отметить, что эта простая истина доходит еще не до всех деятелей культуры, которые уверены в своей непотопляемости.

Под культурой отмены подразумевается такой общественный договор, когда граждане самостоятельно объединяются против какого-либо лица или организации, намеренно игнорируя и отказываясь от их услуг. Когда автор Гарри Поттера Роулинг неудачно высказалась о трансгендерах, граждане объединились против нее, что заставило крупные кинокомпании пересмотреть свои контракты с Роулинг, иначе бы это грозило бойкотом новых фильмов и потерей вложенных в них средств. Власть толпы, управляемой через социальные сети — это новое явление для XXI века. Зачастую проявление такой власти возникает реакционно и стихийно. Многие просто недооценивают, насколько масштабны могут быть последствия культуры отмены. Акунин, Пугачева и прочие — в их числе. Как уже было сказано, в России некоторые деятели культуры настолько вросли в свое положение, что перестали видеть горизонты. И когда начали происходить глобальные изменения, близорукость подвела их. Оказалось, если вырвать условных Быкова или Улицкую из русской литературы, то с ней не произойдет ничего смертельного. Более того, можно даже сказать, что с литературой вообще ничего не происходит, как будто из нее вырвали какого-то бумагомарателя локального масштаба. И не потому что, литература сама по себе находится не в лучшем состоянии (отчасти, к сожалению, это правда), а потому что раздутые писатели и многие их поклонники слишком долго уверяли общество в опасности расстроить маститых авторов и потерять их творчество для России. Как оказалось, само творчество не несло в себе никакого влияния на литературу, и уж тем более на внутренние процессы в стране, как бы не старались вообразить себе эти писатели и их поклонники. Даже любопытно становится: не наличие таких авторов стало причиной бедственного положения литературы?

Переломный момент наступил не сразу. Сначала очень долго, буквально 1,5 года в социальных сетях обсуждали тему второго Философского парохода — процесса бегства из России известных деятелей культуры и последствий этого предательства. Однако, когда контрнаступление У., на которое многие либералы возлагали большие надежды (как во времена первого Философского парохода в 1930-х такие же либералы возлагали большие надежды на Гитлера), провалилось, оказалось, что новые реалии, созданные Россией, останутся навсегда. В этих реалиях места для Акунина, Быкова и прочих просто не нашлось. "Паршивый народец" же вероломно предал авторов, не падая на колени, и не посыпая голову пеплом. И вот перед Пугачевой, полозковой и прочими открылась картина действительности: в России они никому особо не нужны, их известность тает на глазах, растворяясь в прошлом, но при этом светлое будущее в условиях западной цивилизации построить теми же средствами невозможно. Самые подлые из артистов, как Иван Ургант, к примеру, успели переобуться и вернуться в Россию зарабатывать, пока еще приглашают и дают не пахнущие ничем деньги. Однако, самые упрямые все еще уверены, что страна одумается и осознает мнимую "дыру" в культуре, после гнусного побега оного заграницу. Впрочем, уместно ли сейчас получать маленькое удовольствие внутри от осознания их глубоко заблуждения? Все же от осознания того, как много имен вскоре загорится на горизонте российской культуры, гораздо приятнее.

Да, позвольте сделать важные заключения. Российская культура очистилась от сорняков, освободив место под солнцем для многих новых авторов. В первую очередь, это сигнал всем, кто откладывал в долгий ящик свое творчество — для него настало благоприятное время. Во вторую очередь, это сигнал остальным открывать для себя новые имена и поддерживать новых авторов. Наконец, для правительства страны складывающаяся ситуация становится уроком для дальнейшей политики в культурном плане. Сосредоточение на одних фамилиях нужно заменить постоянным процессом открытия новых. А тех, кто противится этому, следовало бы попросить оставить должность. Нет, если удалить с полок всех популярных у читателей современных авторов, культура не пострадает, и в скором времени компенсирует это новыми талантами. Нет, никакие авторитеты не могут похвастаться ключевой ролью в культуре государства, никто из них не может считаться столпом, на котором все держится. Нет, общество и культура — настолько разные плоскости, что могут существовать параллельно, и глобальные преобразования в одной не влияют кардинально на другую. Это новые, крайне важные и интересные открытия последних двух лет, с которыми нам еще предстоит работать.

Спасибо за внимание!