Что такое честь? «Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости» (Оксфордский словарь). «Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы; социальная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину» (Википедия).
Но ведь у каждого из нас есть и свое определение чести, самоуважения, чувства собственного достоинства. Чтобы сформировать его, можно и нужно обращаться к авторитетным мнениям. И для меня такой непререкаемый авторитет — великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он посвятил не одно произведение вопросам чести, глубоко изучал эту тему, выражал ее собственное видение. Приглашаю вас вместе исследовать творчество Пушкина, чтобы еще раз осознать, что же такое честь и собственное достоинство.
Александр Сергеевич Пушкин о самоуважении
Лирические произведения Александра Сергеевич ценятся за глубину, оригинальность мышления, обращение к высоким гуманистическим идеалам. Человеческое достоинство для поэта представлялось главной целью мироздания, основное условие нравственного совершенствования и вочеловечивания. Если сделать обзор лирического наследия Александра Сергеевича, то четко прослеживается его лейтмотив — исследование конфликта жизни и смерти, тайны смысла бытия.
«Смысла в тебе ищу», — это эпиграф к пушкинскому отношению к жизни.
Можно разглядеть четкое разделение:
- Жизнь: причастность дружбе, любви, чувствам других людей, включенность в поэзию, природу, общество, культуру и историю.
- Смерть: равнодушие к судьбам людей, уход от мира, одиночество.
Темы жизни и смерти в творчестве Пушкина связывает нить бессмертия:
- жизнь — бессмертие: включенное во время — вневременное;
- смерть — бессмертие: отсутствие существования — вечное бытие.
Пушкинское бессмертие — это ярость, гениальность, наивысший расцвет личности. Это «наука первая» — «чтить самого себя». Растворять личное бытие в бессмертии творчества, истории, искусства, памяти поколений.
Основной пафос поэзии Пушкина — это как раз-таки устремленность к жизни. Достоинство человека — вершина мироздания. Об этом можно судить, исследовав стихотворение «Чаадаеву» (1821):
«И, сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений.
Владею днем моим; с порядком дружен ум;
Учусь удерживать вниманье долгих дум;
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
....................................................................
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь...»
Во время зрелого периода творчества Пушкин продолжает обращаться к этой теме. Для него самоуважение — это, прежде всего, наполнение собственной жизни смыслом. Если у человека нет понимания, зачем он живет, сложно говорить о человеческом достоинстве данного индивида.
Заниматься самопознанием, осознавать собственное человеческое достоинство, как напоминает Александр Сергеевич, нас наставляют еще античные божества:
«И нас они науке первой учат:
Чтить самого себя... »
(«Еще одной высокой, важной песни…», 1829).
Без самоуважения, без постоянного духовного развития человек пуст:
«Да ты чем полон, шут нарядный?
А, понимаю: сам собой;
Ты полон дряни, милый мой!»
(эпиграмма 1821 года)
Фундаментальная основа человеческого достоинства в системе взглядов поэта — совесть. Пушкин понимает ее как способность различать добро и зло, умение их оценивать. Совесть — осознание человеком того, что он цель и венец Божьего творения. Но в этом осознании нет ничего надменного и самодовольного. Такое осознание предполагает серьезную ответственность. Самоуважение — это еще и стремление соответствовать высшему человеческому предназначению, идеалу. Это высшая потребность сердца и совести.
Какие выводы можно выделить из вышесказанного?
- Пушкинская лирика утверждает достоинство человека высшей ценностью, главной целью мироздания.
- Поэт рассматривает самоуважение и чувство человеческого достоинства в контексте смысла жизни. Открыть себе дорогу в вечность, путь к бессмертию — это неустанно наполнять свою жизнь смыслом.
- Если человек не понимает, зачем, для чего он живет, его достоинство разумного нравственного существа сложно назвать полноценным.
- Самоуважение невозможно без постоянного самопросвещения, сознательного уединения, серьезных размышлений о жизни, обогащения своего разума достижениями мировой культуры.
- Ценностная мера всего человеческого — совесть. Это фундаментальная основа самоуважения и достоинства человека.
«Пушкин показывает, что историческое время течет, общество и условия жизни изменяются, а основные проблемы человечества остаются неизменными: сочувствие, милосердие, ненависть, гордыня, самолюбие, честь, самоуважение, предательство...»
(Е. Г. Моисеева).
Александр Сергеевич Пушкин о чести
От самоуважения и человеческого достоинства самое время перейти к рассмотрению вопроса чести в пушкинском творчестве. На мой взгляд, для этого исследования идеально подходит повесть «Капитанская дочка».
Теория!
- Честь — совокупность высших морально-этических принципов личности; достоинство (личное, профессиональное, военное и т. п.); хорошая, незапятнанная репутация; доброе, честное имя; целомудрие; почет, уважение; высокое звание, должность, чин; почесть («Толковый словарь русского языка», «Словарь современного русского языка»).
- Честь — 1) почет, уважение; 2) то, что является гордостью, украшением, кого или чего-нибудь; 3) высокое моральное достоинство; 4) почесть, почетное звание, высокое почетное положение; 5) (честью) в значении «добром», «по-доброму», «по-хорошему» («Словарь языка А.С. Пушкина»).
Итак, в произведениях Пушкина честь — это духовная ценность, основанная на совокупности морально-этических принципов, определяющих направления деятельности личности, формирующих его личное и профессиональное достоинство и уважение.
Честь — это долг и обязанность
«Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”» Так напутствует главного героя Петра Гринева его отец, Андрей Петрович Гринев. Нарушить свое слово — погубить свою репутацию.
Верность своему слову для Петра — это и есть благородство. Он возвращает карточный долг Савельичу: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». Эта небольшая сцена — яркая иллюстрация взросления Гринева.
Честь — это сочувствие, жалость и благодарность
Такое понимание чести отчетливо прослеживается в сцене с бродягой, которому Петр Гринев отдает свой тулуп: «Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». Главный герой еще не представляет, что, в очередной раз поступив по чести, спасет себе в дальнейшем жизнь (бродяга — Емельян Пугачев).
Честь — это служебный долг
Благочестивый человек всегда исполняет свои служебные обязанности, не изменяет присяге. Поэтому Петр Гринев не колеблется перед выбором, вернуться ли в армию императрицы или остаться с повстанцами (людьми Емельяна Пугачева): «Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах...»
Самому Пугачеву Гринев бесстрашно отвечает: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
Честь — это защита доброго имени возлюбленной
Александр Сергеевич Пушкин заостряет внимание на аспекте чести дамы сердца, долге перед ней возлюбленного. Именно поэтому Гринев вызывает на дуэль соперника, который оскорбил девушку, Машу Миронову. Защищать, оберегать возлюбленную, быть ответственным за ее судьбу — дело чести для главного героя.
Даже оказавшись на суде, на волоске от смерти, Петр Гринев беспокоиться не о себе, а только о Маше: «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее саму, привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и смутился» .
Честь — это ответственность
У Петра Гринева свой моральный кодекс. Он чувствует себя ответственным за судьбы своих близких. Он поступает по совести и делает «что должно». Для героя проще понести незаслуженное наказание, но лишь бы Марья Ивановна не пострадала. Покой и благополучие своей возлюбленной он ставит выше собственной жизни.
Честь и Емельян Пугачев
Не могу не рассмотреть понимание чести через призму мировоззрения Емельяна Пугачева. В «Капитанской дочке» его образ максимально приближен к реальному — беглый казак, предводитель крестьянского восстания, разбойник и враг государства. Но Александр Сергеевич намеренно романтизирует Пугачева, выражая свое сочувствие этому литературно-историческому герою.
У Емельяна собственные представления и о чести, и долге:
- «Долг платежом красен». За заячий тулуп и стакан вина Пугачев не единожды поможет и Петру Гриневу, и его возлюбленной. Не даст издеваться над сиротой и оставит жизнь человеку, который когда-то помог ему.
- «Орел питается кровью, а не мертвечиной». После того, как Петр Гринев говорит, что жить убийством и разбоем — это есть то же самое, что клевать мертвечину, Пугачев серьезно задумывается над словами собеседника.
Александр Пушкин не просто так ярко описывает эти эпизоды. Он ставит своей целью донести до читателя, что в Пугачеве были, пусть бессознательные, народные представления о чести, совести и человеческом достоинстве.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
- Для Александра Пушкина честь — это всеобъемлющее понятие. Сюда входит рыцарская, мужская, офицерская честь.
- Поступать по чести, по совести, не страшась последствий — быть уверенным в себе, сохранить личное достоинство, самоуважение в любой ситуации.
- Через образ Петра Гринева автор транслирует такие морально-нравственные представления о чести, как благодарность, жалость, сочувствие, мужество, достоинство, сострадание, благородство по отношению к даме.
- Образ Емельяна Пугачева используется в «Капитанской дочке», в том числе, чтобы рассказать о чести в таких аспектах, как щедрость, милосердие, совесть, справедливость, свободолюбие.
- Через поступки других героев Пушкин представляет социально-этический аспект понятия «честь» — долг, обязанность, неустрашимость, соблюдение присяги государю, почитание и поклонение.