Ж. Боден и Гоббс отвергают ставшее классическим разделение форм государства на правильные и неправильные. Так, главой государства (сувереном) является тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия), либо весь народ (республика).
Ж. Боден отдает предпочтение монархии, т.е. тому случаю, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю. В республике, полагает Ж. Боден, народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Также радужных настроений не вызывает у Ж. Бодена и аристократия, уничтожающая народные массы. Только в монархии государственная власть – действительно единая и нераздельная, по-настоящему сильная.
Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным государствам.
Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.
Справедливые войны вели к созданию господских (вотчинных) государств, которые, по мнению Ж. Бодена, в его время существовали на патерналистском Востоке. А в Европе они преобразовались в законные монархии, в которых народ повинуется монарху, а монарх повинуется божественным и естественным законам, оставляя подданным естественные свободы и неприкосновенную частную собственность.
Ж. Боден не поддерживал тезис о необходимости выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами, а выборный монарх не будет заботиться об общем благе, т.к. сразу же начнет сводить политические счеты. Статус «Монарх» должен передаваться по наследству. Наилучшая форма – королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам. Высокие должностные лица должны быть аристократами.
Причиной восстаний Ж. Боден называл резкое имущественное неравенство разлчиных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира сего, изменение закона, неудачные войны. Но менее всего подвержены государственным переворотам монархии, продолжал гнуть свое убежденный монархист-роялист Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть и предотвращать перевороты, поэтому иногда королю нужно идти на определенные уступки (например, созвать Генеральные штаты).
Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
По мнению Гоббса, выделять «правильные» и неправильные» формы неверно, поскольку это – оценочные понятия. Гоббс отвергает идеи о смешанной форме государства, потому что это ведет к дроблению властей и суверенитета. Демократию Гоббс осуждает, потому что, во-первых, «черни доступна большая мудрость», во-вторых, при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, поскольку она ближе к монархии. Монархия – лучшая форма.
Концепция монархии не та, какая в Средневековье. Классика: монарх – помазанник божий, источник власти и суверенитета. У Гоббса на теории ОД и ЕП. У него рационалистический принцип. Любая верховная власть радеет к корысти, но монархия лучше: одному человеку надо меньше, чем многим, решения его более стабильны, у него меньше личных врагов, он больше заинтересован в благосостоянии народа.