Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. В целом Индийская музыкальная культура имеет древние корни и богатую историю, которая простирается на протяжении тысячелетий. Она характеризуется уникальными особенностями, такими как использование комплексной системы нот, называемой "свара", и обширного репертуара инструментов.
Классическая музыка Индии представлена традициями стилей Карнатака (в том числе Катхакали) и Хиндустани, каждый из этих стилей имеет свои уникальные особенности, свои инструменты исполнения и традиции восходящие к древнему индийскому трактату «Сама Веда». Это одна из четырёх Вед, древних индийских писаний на санскрите в которых содержится бессчетное количество знаний, смыслов и правил.
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
"Сама Веда" это сборник гимнов, состоящий из двух частей. В нём содержится информация о различных аспектах музыки, таких как ноты, инструменты, жанры, священные тексты – информация записана в форме стихов. Эти стихи учили изначально устно в виде песен, а иногда с помощью музыкальных инструментов. Записаны они в форме Гаятри – форме весьма удобной для песнопения нараспев. Трактат имеет важное значение для понимания и изучения индийской музыкальной традиции, является одним из ранних текстов, описывающих индийскую классическую музыку, и представляет её как сложную и многообразную систему, воздействующую на внешний и внутренний мир. Существуют и другие древние тексты, такие как "Кашьяпа-джнянаканда" и "Кашьяпа-сангита", которые также упоминают о музыке и ее роли в индийской культуре, ряд трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современной жизни индусов музыка во многом связана с высокой духовной традицией и особенно с религиозной практикой.
Хотя разница в звучании Южных и Северных штатов принципиальная, основные понятия – Рага (мелодия) и Тала (ритм) общие для обоих направлений. Вообще Рага - это термин, который имеет несколько значений в индийской культуре и искусстве. В контексте музыки, рага - это музыкально-эстетическая и этическая концепция, которая представляет собой развёрнутую мелодическую композицию в рамках индийской классической музыки. Рага также связана с теорией музыкального ритма и имеет свои особенности в разных региональных традициях. В буддизме, рага - это одна из форм поражения характера, относящаяся к проявлениям жадности, чувственности и привязанности к чувственным объектам. Рага также представлена в буддийских произведениях искусства и имеет своё значение в буддийской мифологии.
Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии, чрезвычайно разнообразна, отражает культуру и традиции регионов страны. Она играет важную роль в повседневной жизни людей и тоже часто связана с религиозными и обрядовыми праздниками.
В период мусульманского завоевания индийская музыка выбрала и ассимилировала ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства — элементы и инструменты музыки Европы.
В начале XX века индийскую музыку открыл для Европы и России музыкант, философ и суфий Хазрат Хан, а в середине XX века ряд выдающихся европейских и американских музыкантов, например Биттлз.
Интересны такие направления индийской музыки как например Бхангра — живая танцевальная и музыкальная традиция, происходящая из Пенджаба. Исходно она была связана с праздником урожая, затем распространилась на свадьбы и праздники Нового Года. В конце XX века она стала одним из элементов дискотек сначала в Великобритании и США, а затем по всему миру благодаря легко адаптируемым к дискотечной практике танцевальным ритмам.
Или стиль Каввали — исполнение под музыку поэзии, в основном суфийской. Жанр каввали предполагает духовную поэзию, в которой часто используются мотивы любви к Божественной Возлюбленной и стремление к Абсолюту. В репертуар певцов каввали входят песнопения на различных языках, таких как урду, пенджаби, фарси, брадже и сирайки. Каввали также исполняются на светских концертах и фестивалях. Широкую международную известность приобрёл исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан из Пакистана.
Современная музыка в Индии сочетает в себе элементы популярной музыки и западных влияний, при этом сохраняя свою уникальность и стиль. Известные современные индийские певцы и группы, такие как А. Р. Рахман, Колли Гуди и Бенни Райт, пользуются популярностью как в Индии, так и за ее пределами.
Музыка в Индии имеет глубокое культурное значение и играет важную роль в религиозных обрядах, свадьбах и других праздниках. Она также служит средством коммуникации и социального объединения, способствуя укреплению культурных связей и традиций.
Индийская музыка продолжает эволюционировать и влиять на другие музыкальные традиции, привлекая внимание и восхищение слушателей со всего мира. Она изысканна, безумно эстетична, утончена и богата звучанием и образностью. Ею можно наслаждаться даже будучи не слишком подкованным в музыкальных техниках. Сейчас музыка в Индии изучается в колледжах, появляются новые имена и исполнители.
музыкальный стиль Хиндустани (Северная Индия)
Музыка Карнатака, медитация в звуке (Южная Индия)
традиционный танец в стиле Катхакали (близок к стилю Карнатаки, но больший акцент на мимике)