25,3K подписчиков

Почему 2023-й стал годом возрождения российского метростроения

1,4K прочитали
Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках. Этого долго ждали жители мегаполисов, где уже непосредственно стартовали работы на объектах подземного строительства. Кроме того, в других крупных мегаполисах страны затеплилась надежда на возобновление строительства подземок.

Сразу в четырех российских городах-миллионниках в текущем году начались серьезные подвижки по началу работ по прокладке подземных трасс. В Нижнем Новгороде, Красноярске, Челябинске и Самаре не без трудностей, но дело сдвинулось с мертвой точки. Также продолжаются подземные работы в столице Татарстана – Казани. Эти положительные новости возродили надежду в других городах страны, что и на их территории метростроительный процесс может быть восстановлен после более чем десятка лет приостановки работ.

Напомним, что Группа компаний «Моспроект-3» реализует по федеральной программе «Инфраструктурное меню» по поручению Президента РФ масштабные транспортные проекты по продлению Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий метрополитена Нижнего Новгорода и развитию метротрамвая в Красноярске и Челябинске. В Самаре и Казани подземное строительство ведется силами местных подрядчиков.

На днях начались работы в Челябинске. Строительная техника появилась на первой стройплощадке будущего метротрама на улице Овчинникова и приступила к переустройству инженерных коммуникаций. Выносу из зоны строительства подлежат сети водоснабжения и ливневой канализации и водоотведения, а также связи. Всего предстоит переустроить 280 метров водопроводных сетей и 670 метров ливневой канализации, 150 метров кабелей связи.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.-2

Затем на данной площадке будет раскрыт стартовый котлован, после чего начнется проходка тоннелей в сторону станции метро «Площадь Революции». Напомним, что протяженность первой линии метротрама «Север-Юг» составит 9 километров, с двумя подземными станциями («Площадь революции» и «Торговый центр» и тремя наземными остановочными пунктами «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Каслинская». Планируется интеграция подземного участка с наземной трамвайной сетью столицы Южного Урала. Строительство первого пускового участка в Челябинске завершится в 2026 году.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.-3

В Красноярске в течение года произошло знаковое событие. Помимо подготовки и раскрытия стартовых котлованов на улице Шахтеров, где будет обустроена рампа (выход на поверхность линии метротрама). Напомним, первый этап линии красноярского метро протяженностью 10,8 км будет включать 2 наземных и 4 подземных станции. Срок сдачи – 2026 год.

В город на Енисее субподрядной организацией «Бамтоннельстрой-Мост» завершается сборка тоннелепроходческого комплекса «Екатерина» и получено положительное заключение на очередной пакет документации. Дело в том, что строительство метро в этом городе-миллионнике идет параллельно с разработкой проектной документации.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.-4

Пока также не решена проблема старых горных выработок. Дело в том, что на участке от станции «Копылова» до «Вокзальной» еще в 90-ые и 00-ые годы были проложены тоннели протяженностью порядка 3 км. Им требуется содержание, но перед городской администрацией стоит проблема – найти подрядную организацию.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.-5

Губернатор региона Михаил Котюков настроен оптимистично.

«Проект уникальный и масштабный. Красноярский край выполняет свои обязательства в полной мере. Проект продвигается, несмотря на периодически возникающие трудности. Изначально определенные сроки не сдвигаются на сегодняшний день. Вся работа будет организована в этом ключе. Держим на постоянном контроле», — сказал губернатор.

Строительная площадка на Шахтеров в Красноярске
Строительная площадка на Шахтеров в Красноярске

В Нижнем Новгороде начат монтаж тоннелепроходческого щита «Владимир». Ему предстоит пройти от Сенной площади (здесь будет одноименная станция Автозаводской линии) до перспективной станции «Свободы». Смонтирован ротор — режущая часть щита с диаметром 6280 мм, а его вес — 56 тонн. Перемещают конструкции щита с помощью 500-тонного крана на колесном шасси. В скором времени сборка тоннелепроходческого механизированного комплекса будет завершится и далее метростроевцы займутся пусконаладкой. Затем начнется проходка тоннеля.

Уходящий 2023 год войдет в историю как год долгожданного возрождения метростроения в российских городах-миллионниках.-7

Напомним, что в нагорной части города Нижнего Новгорода Автозаводская линия будет продлена от существующей станции «Горьковская» для чего будут построены две станции – «Сенная» и «Свободы».

Но сегодня в общественном пространстве этого областного центра возникла дискуссия о размещении третьей станции «Сормовская» в этой части города. Первоначально предлагалось построить ее в географическом центре района. Но проектировщики предлагают ее перенести на 450 метров к остановке городских и пригородных электричек, и таким образом сформировать транспортно-пересадочный узел. Таким образом, перспективная станция метро появится на границе жилой и промышленной зоны. За этот вариант выступают и трудовые коллективы расположенных неподалеку предприятий.

В свою очередь, жители Сормовского района Нижнего указывают на то, что пешеходная доступность до перспективной станции будет препятствием для ее использования большим числом потенциальных пассажиров. Также данный вариант размещения нашел сторонников среди некоторых жителей, поскольку их пугают затрудненный выезд и сопутствующие неудобства во время сооружения станции. Логику этих людей понять трудно, поскольку никакая метростройка не обходится без неудобств, которые временны. На Сормовской линии предстоит соединить существующую станцию «Буревестник» и перспективную «Сормовскую», длина перегона составит около 3 км. Ранее намечавшуюся к строительству станцию «Варя» на этом участке линии решено пропустить. Тоннели пройдут под водотоком Левинка ниже ее уровня на 6 метров.

Некоторые трудности в сооружении метрополитена появились в Самаре. Строительство затормозилось по причине того, что городские власти вовремя не расселили горожан из домов, которые попали в зону строительства и проходки щита. Некоторое время назад генподрядчик прекратил все работы на объекте, но спустя пару недель возобновил работы на ряде участков. Напомним, что срок сдачи станции «Театральная» - конец 2024 года. Скорее всего, пуск движения будет перенесен вправо.

Сооружение станции "Театральная" в Самаре
Сооружение станции "Театральная" в Самаре

Продолжается сооружение второй линии метро в Казани. Первый пусковой участок из четырех станций намечено сдать в 2027 году. На сегодня уже пройдено 65% тоннелей второй линии.

Начавшееся строительство подземок в вышеперечисленных городах всколыхнуло общественное мнение в других городах-миллионниках. Так, в Волгограде жители записали обращение к президенту РФ с просьбой о помощи в строительстве третьей очереди скоростного подземного трамвая.

В Омске городские власти ищут подрядчика на выполнение работ по определению путей использования уже построенных участков метро и его интеграции в транспортную инфраструктуру города.

В Новосибирске депутаты Законодательного собрания поддержали выделение 540 млн руб. за выполнение проекта продления Дзержинской линии метро в этом областном центре.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz