Найти тему
📺CinemaTravel🌍

"Оставленные": Лучший новогодний фильм за последние 20 лет возрождает веру в человечество

Даже не верится, что в середине XXI века можно снять кино, по духу и стилистике напоминающее классические картины 1970-х или 1980-х. Под занавес уходящего года в прокат вышла драма "Оставленные", без труда демонстрирующая зрителям, что искусство до сих пор способно удивлять.

Нажмите на кнопку, чтобы читать под песню из фильма!

ВНИМАНИЕ! Дзен не показывает публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать обзоры, заходите непосредственно на страницу канала

Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com

Новогодние фильмы - отдельный поджанр кино. Большинство из них подчиняется единой схеме сюжета, известной еще со времен "Рождественской песни" Чарльза Диккенса, и имеет предсказуемую концовку. Отличается только форма подачи, но суть остается неизменной: конфликт строится вокруг "перевоспитания" циника, изначально далекого от семейных ценностей. Многие из таких фильмов стали бессмертной классикой, но в последнее время ярких картин было мало. Можно вспомнить, разве что, "Реальную любовь", да "Плохого Санту", но с даты премьеры обеих комедий прошло уже 20 лет.

Исправить сложившуюся ситуацию вызвался режиссер Александр Пэйн. Тот самый, что подарил Джеку Николсону одну из лучших ролей в его карьере - в драме "О Шмидте". Также Пэйн снял картины "На обочине" и "Потомки", и оба фильма принесли ему сценарные "Оскары". Для нового проекта постановщик не стал ничего писать сам и просто взял сценарий Дэвида Хемингсона ("Как я встретил вашу маму"). На главные роли Пэйн пригласил молодого дебютанта Доминика Сессу и опытного мастера Пола Джаматти, который ранее блистал у него в драме "На обочине".

Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com

Декабрь 1969 года. Приближается Рождество, и в престижной Академии Бартона пахнет каникулами. Наглые ученики и напыщенные преподаватели мечтают отдохнуть друг от друга хотя бы несколько дней, но далеко не всех обитателей интерната ждет семейный ужин с новогодней елкой. Часть студентов останется в стенах академии под присмотром эксцентричного профессора античной истории по фамилии Ханэм. Данному раскладу не рада ни одна из сторон, но такова судьба.

В числе неудачников, застрявших в Бартоне, оказался невротичный второгодник Ангус Талли, мать которого предпочла отправиться на курорт с новым мужем. И вскоре Талли остается в академии один, ибо большинству учеников удается-таки сбежать к родственникам. Компанию подростку составляют профессор Ханэм и темнокожая буфетчица Мэри, чей сын тоже учился в Бартоне, но недавно погиб во Вьетнаме. Вынужденное "заточение" раз и навсегда изменит жизни каждого из колоритной троицы.

Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com

В комедийной драме "Оставленные" ("The Holdovers") Александр Пэйн возвращается на привычное для себя поле провинциальной меланхолии. Этому способствуют не только хмурые пейзажи Новой Англии, но и образы главных героев. Поначалу кажется, будто Талли и Ханэм - противоположности друг друга, но постепенно становится ясно, что учитель и ученик имеют много общего. Характеры парочки фактически идентичны, и отличаются только возрастными "версиями". Плюс у обоих за плечами проблемы с родителями, а в аптечке - одинаковые препараты.

Да, "Оставленные" не смогут поразить зрителя какой-то революционностью, но она здесь и не нужна. Смотреть за тем, как конфликт поколений перерастает в равноправную дружбу, можно бесконечно. И все благодаря потрясающей экранной химии Пола Джаматти и Доминика Сессы. Если к высочайшему уровню Джаматти мы уже давно привыкли, то актерская игра Сессы - настоящее откровение. Дебютанту было непросто, и в отдельных сценах отчетливо видно, как эмоциональное напряжение в нем то нарастает, то снижается. Но нет ни грамма фальши! И "недоигрывания" тоже нет. Сесса четко держит баланс и постепенно раскрывает не только своего персонажа, но и помогает раскрыться профессору Ханэму. Отдельно нужно похвалить сценариста за хлесткие и остроумные диалоги, придающие фильму пикантности и ироничного задора.

— Для некоторых людей жизнь, как лестница в курятнике: полностью загажена и все время наверх.
Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com
Кадр из фильма Оставленные. Источник: imdb.com

Магия "Оставленных" удивляет с первых же минут. Фильм снят так, будто он не только про 1970-е, но и сам из 1970-х. Техническая стилизация, картинка, декорации, монтаж, операторская работа - тут впечатляет все. Сдержанно, но эффектно. И главное, что эффективно. Ведь за всей аудио-визуальной красотой скрывается тонкий философский смысл об отношениях между людьми, взаимопомощи и умении слышать друг друга. И никакие шаблоны, стереотипы или социальные заблуждения не имеют значения, если остаешься человеком.

"Оставленные" - темная лошадка нынешнего наградного сезона. Минимум рекламы и прочего маркетингового шума, но максимум художественной ценности. Скорее всего, фильм получит несколько номинаций на премию "Оскар" и будет на ней одним из главных фаворитов. И не стоит удивляться, если киноакадемия отметит не только Джаматти или Сессу, но и актрису Давайн Джой Рэндольф, исполнившую роль буфетчицы Мэри. Ее появление в картине Пэйна тоже не маловажно. Но самое важное, что "Оставленные" возрождают дух тех самых новогодних фильмов, способных запоминаться на многие десятилетия. И вот это уже бесценно.

Оценка CinemaTravel: 9/10

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!