Найти тему
НТВ

Искусство на воде: в Москве старый портовый кран превратят в арт-объект

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]

В Южном речном порту появится арт-объект. Его основой станет кран высотой почти 50 метров. В порту он стоит больше 40 лет и в последние годы не используется. Кран перекрасят и сделают главным украшением района. Благодаря веб-камерам горожане смогут наблюдать за перевоплощением в режиме реального времени.

Московский Южный порт появился очень вовремя — через две недели после начала Второй мировой войны. С его помощью снабжали фронт и эвакуировали жителей. В мирное время промзона сыграла важную роль во всех главных стройках столицы. В 1980-х объемы отгружаемой продукции достигли рекордных для страны 20 миллионов тонн в год. Сегодня масштабы меньше в 70 раз. Появились альтернативные, более дешевые пути снабжения, и гигантские краны нередко можно увидеть стоящими без дела. Однако промзона в скором времени кардинально преобразится. На ее территории планируют возвести новый одноименный район — Южный порт, который претендует стать одной из главных точек притяжения столицы, составив конкуренцию «Москве-Сити».

В пиковые годы загрузки порта здесь работало более 40 кранов. Сейчас осталось лишь 13, и только одному из них нашлось место в проекте нового пространства. Большого 270-тонного жирафа освободят от электронной начинки и превратят в огромный арт-объект. Практика придания старым объектам новых функций не нова. Примеры превращения портовых кранов в арт-объекты есть не только в России.

Юлия Бычкова, арт-менеджер, популяризатор лэнд-арта в России: «В Дании огромный кран был превращен в спа-центр, в Амстердаме кран был перестроен в небольшие трехуровневые апартаменты, а в Шанхае — большом городе — кран был расписан местными художниками как напоминание о том, что здесь была большая портовая функция».

Имя будущему арт-объекту выберут жители, а работники порта пока зовут его просто Ганц — по названию фирмы.

Александр Крюков, директор по строительству района «Южный речной порт»: «Кран является некой историей данного порта. Ему уже почти 42 года. Он принимал участие во всех грандиозных стройках столицы, принимал грузы со всей страны. Он как рабочая лошадка, через которую прошло много-много тонн песка, щебенки, цемента».

А пока эта немаленькая лошадка продолжает нести свою ношу. Докер-механизатор Александр Цебезов больше 20 лет за пультом крана. К работе на высоте он привык, а потому ловко взбирается даже по скользкому металлу. Управляя краном, Александр разгрузил не одну сотню кораблей. Он говорит, что грустно будет расставаться с надежным товарищем, но добавляет, что обязательно проведает его в новом облике.

Александр Цебезов, докер-механизатор: «Буду где-то проезжать, показывать внукам: „Вот дед работал здесь“. Обязательно, конечно, приеду, посмотрю, покажу. Поностальгирую. Жизнь идет, движется. Что-то сносят, что-то строят заново».

Не без ноты грусти говорит о речном порте и его директор Валерий Аристов. Этому месту он посвятил четверть века, однако будущую трансформацию видит вполне логичным продолжением развития района. Порт создавался на окраине города и был окружен болотами. Сегодня эта территория практически примыкает к центру столицы.

Валерий Аристов, генеральный директор Южного речного порта: «Досадно, что уходит такая эпоха, но она идет вперед. Тот проект, который будет в будущем, рассчитан на более 15 лет строительства. Это будет поэтапная застройка порта, и порт сам будет участвовать в этом строительстве».

Редевелопмент, то есть превращение старых промышленных территорий в современные жилые кварталы, — мировая тенденция. Проект трансформации Южного порта — самый масштабный в Европе. На территории в связке будут работать пять компаний-застройщиков.

Максим Кандыбайло, заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы: «Ко всем застройщикам применяем одни и те же требования нормативные. Мы требуем, чтобы все жилые объекты были обеспечены полной социальной инфраструктурой. От себя как от города требуем, чтобы там была хорошая транспортная доступность. И для нас, конечно, важно появление зеленых зон, поэтому в каждом проекте, который размещается на территории Южного порта, мы требуем, чтобы было не менее 10% отдано под озеленение».

Главным акцентом станет большая зеленая набережная с прогулочными зонами, закрытыми для автомобильного проезда. А портовый кран, возвышающийся на 49 метров над уровнем Москвы-реки, станет связующем звеном между историческим прошлым и будущим территории.

[ Смотреть видео на сайте НТВ ]