На уроке ни пообщаться, ни контрольную списать. В Госдуме приняли закон о запрете использования школьниками телефонов и смарт-часов во время образовательного процесса, его также одобрил Совет Федерации. В некоторых школах Магадана такой локальный запрет действует уже несколько лет, но на переменах гаджеты всё еще более актуальны, чем подготовка к предстоящему уроку.
«Куда спрятать телефон? Там явно уже кто-то написал», «Как сделать так, чтобы его никто не заметил?». Все эти мысли крутятся в голове у ребёнка на протяжении всего урока. Школьники пытаются спрятать гаджет за пеналом, в учебниках и даже под столом. Телефоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, но не всегда их использование уместно.
Цифровые технологии захватили не только мир, но и детское сознание, говорят психологи. Частая картина: чтобы ребёнок не грустил или не отвлекал, родители дают ему в руки смартфон.
«Предмет, который как бы заменяет родителя – это переходный объект. Объект, на который ребёнок переносит своё ощущение безопасности, любви, комфорта в тех случаях, когда родителя нет рядом. Подросток вырос из ребёнка, который таким образом заменял себе родителей. С определённой стратегией использования гаджета. То есть когда ему тревожно, плохо, когда у него плохое настроение, что он делает? Он лезет в телефон, то есть он сразу обращается к тому предмету, который даёт ему безопасность», – отметил психолог Магаданского областного диспансера психиатрии и наркологии Александр Тарасюк.
Но бывает, что ситуация выходит из-под контроля. Дети быстро привыкают к новым игрушкам. В августе этого года в столице страны 15-летний мальчик покончил с собой, после того как родители забрали у него смартфон и запретили много сидеть в интернете. Об этом сообщает газета «Московский Комсомолец». Подобный случай произошёл и месяцем ранее в Новосибирской области. Восьмиклассник не смог смириться с наказанием. И это далеко не единственные примеры. Часто со смартфонами дети забывают о реальном мире. Телефоны рядом с детьми ночью, во время еды и во время уроков.
Бороться с зависимостью решили на государственном уровне. Депутаты Госдумы одобрили законопроект о запрете использования телефонов на уроках. По данным опроса, который в своем телеграм-канале провел председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, более 280 тысяч человек инициативу поддержали. По словам парламентариев, ввести запрет на использование мобильных телефонов во время школьных уроков давно просят родители и учителя. Согласны с этим и законотворцы Колымы.
«Лично меня данная поправка в закон очень устраивает. Потому что, действительно, есть дети понимающие, которые знают, что во время учебного процесса, урока нельзя самому отвлекаться, нельзя отвлекать одноклассников. К сожалению, есть и те ребята, которые уже зависимы. И независимо от того – перемена, учебный процесс, урок идёт, ребёнок сидит в этом телефоне», – сказала заместитель председателя Магаданской областной Думы Виктория Голубева.
Подобный локальный запрет уже действует в некоторых школах Магадана. Одними из первых такой метод стали использовать педагоги лицея имени Крупской. Изменения в школьный устав ввели в 2020 году.
«Дети уже настолько приучены. 99%, заходя в кабинет перед уроком, оставляют свой телефон в коробочке. Мы проводили своё исследование, смотрели, влияет ли или нет использование телефонов на качество обучения. Показало, что всё-таки положительная динамика есть. Ребёнок во время урока меньше отвлекается и больше времени уделяет учителю», – отметила и. о. директора лицея № 1 им. Н. К. Крупской Татьяна Шульженко.
Добиться результата удалось не сразу. Поначалу дети аргументировали тем, что телефон – их собственность и забрать его никто не может. Тогда к вопросу подключили родителей.
«Агрессия была, да: «Как это так? Это моя собственность! Почему у меня ее забирают?». Сейчас это иногда продолжается, не хочет сдавать. Особенно когда у детей онлайн-игры, и связано с Москвой. Когда в Москве начинается ночная бурная жизнь, а у нас учебный процесс, а там надо поиграть», – сказала мама ученика лицея № 1 имени Надежды Крупской Валерия Онищенко.
«Действительно, проблема использования мобильных устройств на уроках системная. Касается не только города Магадана. Дети, бывают, отвлекаются на эти телефоны, которые либо в кармане лежат, либо в рюкзаке жужжат, дребезжат», – отметил руководитель департамента образования мэрии Магадана Алексей Юрздицкий.
В таких случаях ребёнку необходимо научиться самоконтролю, но сделать это самостоятельно тяжело. По словам психологов, центры волевой регуляции у человека развиваются к 20 годам. Способов борьбы с новой зависимостью остаётся немного. Новый законопроект ограничивает использование на уроках не только смартфона, но и других устройств, например, смарт-часов. Школьники смогут использовать средства связи только с разрешения учителя, а также в экстренных ситуациях и при возникновении опасности для жизни.
]]]]>