Что касается указательного жеста и его непосредственной связи с началом развития речи у ребёнка и улучшения взаимопонимания в целом - об этом много написано специалистами и подтверждено опытом, которым делятся родители аутичных детей.
Кто впервые на канале:
Пишу о моём сыне Антошке.
Антоше 11 лет , аутизм- РДА,
невербален и бегунок.
На тему указательного жеста, как именно это было у Антошки в раннем детском возрасте я рассказывала в этой статье:
Эта статья выходила летом.
Изменилась ли ситуация за полгода?
Да! Отчасти.
Не могу сказать, что совсем хорошо стало, но позитивные изменения есть.
Итак, по порядку.
Что же именно стало лучше?
- Частота использования жеста.
Поясняю.
Даже если указательный жест бывает не ,,идеален,, , тем не менее сын чаще указывает на предметы, которые он желает получить, именно пальцем указательным, а не всей ладонью к примеру.
( при этом палец не всегда выпрямлен полностью , но указывать на предметы Антошка стал чаще по сравнению скажем как было год назад и даже прошлым летом ещё)
2. Качество указательного жеста улучшилось.
Что это значит?
Это значит, что палец чаще стал выпрямленным, а не согнутым.
И указывает палец более ясно , то есть не приблизительно в направлении, а направляет так, что стало понятнее, куда точно указывает.
3. Чаще чем к примеру год назад стал использоваться не только чтобы показать на желаемый объект, но и на то, что сын рассматривает в книжке.
( Это ещё редко происходит у сына произвольно, чаще всё-таки ещё пока- по просьбе)
Как именно работаем над улучшением указательного жеста?
Особенно в ситуациях на улице и в незнакомых местах, где жест указательный у сына не используется практически совсем.
Тренируем, хвалим, когда получается .
Сами все по очереди указываем на объект, допустим на улице.
Пример:
Мы гуляем, видим интересный предмет на улице, едет (стоит) трактор допустим.
Я укажу на него пальцем и с восторгом произношу при этом:
,,О , едет трактор! Как здорово! Вон он! Какой симпатичный! Смотри, Антоша,,
И указываю пальцем на трактор и смотрю при этом на Антошку, пытаюсь поймать его взгляд и убедиться, что он видит мой указательный жест, а в идеале ещё и сам трактор-)
Если с нами ещё кто-то гуляет, то и этот человек делает вслед за мной тоже самое.
Важно- восхищение в голосе, восклицание, восторг.
Это может привлечь внимание аутичного ребёнка на улице.
На улице, и вообще вне дома, мне кажется, добиться какого-то хоть внимания часто не просто. Слишком много отвлекающих факторов и нагрузка на сенсорику намного сильнее у аутичных детей.
После того, как мы все повосхищались трактором, я беру антошину руку и указываю на трактор сначала ею, потом, если позволяет ситуация одним его пальцем и произношу:
,,Вот и Антошка видит тоже трактор! Как здорово! Антоша показывает нам, что там трактор едет ( стоит)!,,
Приблизительно так вообщем-то.
С вариантами конечно.
В том случае, когда руку Антошка не вырвал и в целом участвовал в ситуации, следует похвала и потом поощрение- вкусняшка.
Когда наконец наступит тот момент, когда Антошка сам нам укажет на что-то интересное для него, вне привычной обстановки,- неизвестно.
Как только это произойдёт, обязательно расскажу.