Найти в Дзене
Наш особый путь

Аутизм. Указательный жест. Как с этим у сына сейчас

Что касается указательного жеста и его непосредственной связи с началом развития речи у ребёнка и улучшения взаимопонимания в целом - об этом много написано специалистами и подтверждено опытом, которым делятся родители аутичных детей.

Кто впервые на канале:
Пишу о моём сыне Антошке.
Антоше 11 лет , аутизм- РДА,
невербален и бегунок.

На тему указательного жеста, как именно это было у Антошки в раннем детском возрасте я рассказывала в этой статье:

Эта статья выходила летом.

Изменилась ли ситуация за полгода?

Да! Отчасти.

Не могу сказать, что совсем хорошо стало, но позитивные изменения есть.

Итак, по порядку.

Что же именно стало лучше?

  1. Частота использования жеста.

Поясняю.

Даже если указательный жест бывает не ,,идеален,, , тем не менее сын чаще указывает на предметы, которые он желает получить, именно пальцем указательным, а не всей ладонью к примеру.

( при этом палец не всегда выпрямлен полностью , но указывать на предметы Антошка стал чаще по сравнению скажем как было год назад и даже прошлым летом ещё)

Тоже типо жест-))
Тоже типо жест-))

2. Качество указательного жеста улучшилось.

Что это значит?

Это значит, что палец чаще стал выпрямленным, а не согнутым.

И указывает палец более ясно , то есть не приблизительно в направлении, а направляет так, что стало понятнее, куда точно указывает.

3. Чаще чем к примеру год назад стал использоваться не только чтобы показать на желаемый объект, но и на то, что сын рассматривает в книжке.

( Это ещё редко происходит у сына произвольно, чаще всё-таки ещё пока- по просьбе)

Вот такой жест.
Вот такой жест.

И такой-))
И такой-))

Как именно работаем над улучшением указательного жеста?

Особенно в ситуациях на улице и в незнакомых местах, где жест указательный у сына не используется практически совсем.

Тренируем, хвалим, когда получается .

Сами все по очереди указываем на объект, допустим на улице.

Пример:

Мы гуляем, видим интересный предмет на улице, едет (стоит) трактор допустим.

Я укажу на него пальцем и с восторгом произношу при этом:

,,О , едет трактор! Как здорово! Вон он! Какой симпатичный! Смотри, Антоша,,

И указываю пальцем на трактор и смотрю при этом на Антошку, пытаюсь поймать его взгляд и убедиться, что он видит мой указательный жест, а в идеале ещё и сам трактор-)

Если с нами ещё кто-то гуляет, то и этот человек делает вслед за мной тоже самое.

Важно- восхищение в голосе, восклицание, восторг.

Это может привлечь внимание аутичного ребёнка на улице.

На улице, и вообще вне дома, мне кажется, добиться какого-то хоть внимания часто не просто. Слишком много отвлекающих факторов и нагрузка на сенсорику намного сильнее у аутичных детей.

После того, как мы все повосхищались трактором, я беру антошину руку и указываю на трактор сначала ею, потом, если позволяет ситуация одним его пальцем и произношу:

,,Вот и Антошка видит тоже трактор! Как здорово! Антоша показывает нам, что там трактор едет ( стоит)!,,

Приблизительно так вообщем-то.

С вариантами конечно.

В том случае, когда руку Антошка не вырвал и в целом участвовал в ситуации, следует похвала и потом поощрение- вкусняшка.

Когда наконец наступит тот момент, когда Антошка сам нам укажет на что-то интересное для него, вне привычной обстановки,- неизвестно.

Как только это произойдёт, обязательно расскажу.