Что произошло на самом деле?
Ежегодно профильный департамент мэрии на заседании комиссии представляет депутатам свое видение работы в следующем году. Планом это назвать не всегда можно, чаще это набор мероприятий и текущее финансирование подведомственных учреждений. Департамент культуры с 2024 года намерен заниматься не только культурой, но еще и развитием туризма, о чем и сообщили на комиссии. И самым привлекательным для туристов, по мнению представителей департамента, станет позиционирование нашего города как родины снежных баб.
В поддержку идеи депутатам показали слайд, на котором родина снежных баб была показана Академгородком, Оперным театром и двумя молодыми людьми, которые в шортах и сланцах ели мороженое на фоне снегов и украшенных деревьев под единым большим заголовком: «Нежный снежный». Снежных баб, кстати, на слайде не было. Каждая из иллюстраций отдельно и сама по себе не несет скрытых подтекстов и двояких смыслов. Но, когда они собраны в один коллаж, совсем не понятно, при чем здесь бабы. Хоть и снежные.
Конечно, департамент культуры — люди творческие и депутаты не всегда успевают «дорасти до этой музыки». А решение о поддержке принимать надо. Поэтому в попытке понять, что именно имеет в виду департамент, народные избранники задают вопросы. И по мероприятиям, и по бюджету, и по целям. И по форме. По тому, например, как именно эта идея снежных баб будет доносится до людей через иллюстрации. Здесь — в ряду многих вопросов — и прозвучал вопрос председателя комиссии Александра Тарасова: «Кто здесь (на слайде) снежный? Кто нежный?» В потоке других вопросов и уточнений этот даже затерялся, потому что не он был главным.
А главный вопрос — почему именно сейчас, когда государство ищет новые подходы к объединению образования и культуры, к воспитанию, к работе творческих коллективов, когда необходимо укреплять и душу, и дух, и разум молодёжи, детей, да и многих взрослых, департамент культуры Новосибирска решил заняться снежными бабами, да ещё и как символом Новосибирска? Но сюжет повернулся в другую сторону.
Вопрос про снежного-нежного, видимо, единственная тема, которую вследствие особенности мышления, не видящего за деревьями леса, удалось уловить депутату Светлане Каверзиной во всём заседании. О ней она и написала в своих соцсетях, приложив фотографию молодых людей с мороженым без всякой привязки к слайдам и заголовкам с припиской: «На комиссии по культуре Горсовета Новосибирска увидели, например, пропаганду нетрадиционных отношений». Хотя, вопросов к парням на фото и уж тем более к их ориентации ни у кого и не возникло. Вопросы, напомним, были к департаменту. Интернет-издания оценили представленную депутатом Каверзиной возможность поднять свою цитируемость, и информация «о битве властей Новосибирска за чистоту нравов путём запрета мороженого» ушла во всемирную сеть. «Вы все здесь молодцы!» — процитируем известный фильм. И СМИ, и Каверзина, и департамент культуры со снежными бабами тоже — молодец. Все шумят, веселятся, сердятся, раздают Тарасову советы разной степени уголовной наказуемости.
Одно только непонятно: как всё это поможет Новосибирску, например, поддерживать самодеятельное и народное творчество? Как будут встроены в педагогические процессы театры, кинотеатры и библиотеки? Как будут поддержаны молодые артисты, писатели, художники? Как посещение Новосибирска туристами будет способствовать росту уважения и симпатии к нашему городу? И пусть это всё будет даже под руководством снежных баб, но — как? Собственно, на эти вопросы депутаты и ждут ответов от департамента культуры.
Ну, и заодно, раз уж такой повод: хотелось бы получить ответ на вопрос взяли ли у тех парней с мороженным разрешение использовать их фотографии в поддержку снежных баб. Александр Тарасов, кстати, в нашем с ним разговоре просил передать им свои извинения: вряд ли они получили удовольствие от того, что их втянули в этот публичный и скверно пахнущий скандал.
Николай Комарков