Найти тему
СУПЕР Издательство

Как придумать «живого» героя книги: пошаговая инструкция по созданию персонажа

Оглавление

Есть мнение, что яркий самобытный герой важнее самого сюжета книги. Ведь такой персонаж способен продвигать историю вперед даже без участия автора. Но какого бы подхода к написанию произведения вы ни придерживались, ясно одно: создание захватывающей истории без героев со сложными и правдоподобными характерами невозможно.

«Живой» книжный персонаж: какой он?

-2

Живой герой не появляется из ниоткуда. Мы «выхватываем» его из привычной реальности, чтобы рассказать какую-то часть истории этого персонажа. Не нужно забывать, что у него есть прошлое и будущее. К моменту, когда вы знакомите читателей с героем, у того должен быть жизненный опыт, который определяет, какие поступки он совершит, какие решения примет, кем станет в итоге.

Что для него важно? Какие уроки он извлек из прошлых ошибок? Каких перемен желает? Каких событий страшится? Эти вопросы — «база», без которой невозможно создание настоящего героя. Настоящего — значит многогранного. С достоинствами и недостатками, внутренними и внешними конфликтами, талантами и заморочками.

Помните, что герои не появляются на страницах книги просто так, чтобы развлечь читателя. Они живут в вашей истории в полном смысле этого слова! И чем сильнее автор прочувствует, что его персонаж живет, а не играет роль, тем убедительнее и правдоподобнее герой получится.

Пошаговая инструкция по созданию книжного героя

Представим подробный алгоритм создания внутреннего мира книжного персонажа:

  1. Какая у него главная черта характера? То, что сильнее всего проявляется. Подсказка: она должна быть связана с замыслом и сюжетом произведения. Но раз у нас живой герой, то он многогранный. Сложность в том, что второстепенные черты характера должны гармонично сочетаться с главными. Из этих пазлов складывается цельная картина.
  2. Каково крайнее проявление основной черты характера? Для этого гипертрофируйте ее до невозможности. Всегда помните, что дорога в ад вымощена благими намерениями. На что способен ваш герой в желании сделать лучше, но зайдя слишком далеко? Так вы узнаете его «темную сторону» и ошибки, которые он может совершить. Не забывайте, что дурные поступки совершаются хорошими людьми, как и ровно наоборот.
  3. Какова противоположность главной черты характера? Интересные персонажи противоречивы. Пусть по ходу сюжета герой столкнется со сложным выбором один-два раза, но это ярко покажет читателю, что перед ним живой, а не картонный персонаж. Поставьте его в такие условия: остаться верным принципам или помочь дорогому человеку?
  4. Какая у него предыстория? А тут самое интересное! Прошлое персонажа — это неиссякаемый источник для неожиданных сюжетных поворотов. Предыстория объясняет, почему ваш герой такой, какой он есть. Но не стоит выдавать ее сразу на первой странице! Продлите удовольствие читателя.
  5. Как герой относится к другим персонажам? Мы раскрываемся по-настоящему только в отношениях с окружающими людьми. С книжными героями все точно так же. Они не ведут себя одинаково со всеми. В диалогах и взаимодействиях проявляют свой характер и свои крайности. Не добавляйте второстепенных персонажей чисто для «массовки». У каждого должна быть своя миссия — «если ружье висит на стене, оно обязательно выстрелит», помните?
  6. Какой он сделает выбор? Нередко этот кризисный момент — кульминация всего произведения. Но не обязательно выносить его в текст. Герой выберет то, что должен, или то, что хочется? Пожертвует собой или кем-то другим? Представляя для себя его выбор, вы уже «оживляете» своего персонажа.
  7. Чем он увлечен? У вашего героя есть хобби, интересы, увлечения и странности. Они прямо вытекают из черт его характера, событий прошлого. Но не идите прямым шаблонным путем. Нередко карманник, виртуозно играющий на скрипке, становится самым харизматичным и запоминающимся персонажем!
  8. Как он выглядит? Через внешний образ отражается внутренний мир человека, вы замечали? Если вашему герою важно «пустить пыль в глаза», он всегда будет выглядеть шикарно, даже если за душой ни гроша.
  9. Какие у него привычки? Изучите психологию человека, язык жестов и тела. Необязательно писать прямо, что ваша героиня сильно волнуется. У нее могут бегать глаза, гореть щеки, а пальцы — теребить ремешок сумочки. Так вы сделаете персонажа ближе живому человеку, понятным и искренним.
  10. А каким будет все остальное? Теперь, когда мы написали «скелет», можно и нужно дополнить его интересными подробностями. Какой у вашего персонажа любимый цвет? Он пишет правой или левой рукой? Его выводит из себя неприкрытая ложь? А в кого он непременно влюбится?

Совет! Вам трудно придумать «с нуля» своего героя? Так «украдите» черты характера, привычки, ролевые модели у родных, друзей, знакомых и просто прохожих. Не списывайте характер целиком, берите по чуть-чуть!

Что никогда не сделает живой герой книги?

-3

Первое, что никогда не будет делать живой персонаж — это постоянно говорить. Объяснять каждый свой поступок и решение. Поэтому, если диалог можно убрать, сделайте это. Помните, что реплика персонажа обязательно должна решать одну из трех задач: продвигать сюжет, раскрывать что-то ценное о герое или объяснять нечто важное об окружающей обстановке.

Живой герой не совершает ненужных бессмысленных действий. Зачем сообщать, какого цвета у него зубная щетка, если это никак не влияет на сюжет? Чем сильнее автор увлекается «бэкграундом», тем скучнее и безжизненнее персонаж.

И в-третьих, живой персонаж не отвлекается от своей главной цели. Мы вторглись в его жизнь, чтобы узнать Историю. И если он пошел спасать мир, а потом передумал и сделался фермером, то вам точно никто не поверит!

Друзья, а кто по вашему может считаться «живым» книжным героем? Можете привести такие примеры из литературы?