Есть мнение, что яркий самобытный герой важнее самого сюжета книги. Ведь такой персонаж способен продвигать историю вперед даже без участия автора. Но какого бы подхода к написанию произведения вы ни придерживались, ясно одно: создание захватывающей истории без героев со сложными и правдоподобными характерами невозможно.
«Живой» книжный персонаж: какой он?
Живой герой не появляется из ниоткуда. Мы «выхватываем» его из привычной реальности, чтобы рассказать какую-то часть истории этого персонажа. Не нужно забывать, что у него есть прошлое и будущее. К моменту, когда вы знакомите читателей с героем, у того должен быть жизненный опыт, который определяет, какие поступки он совершит, какие решения примет, кем станет в итоге.
Что для него важно? Какие уроки он извлек из прошлых ошибок? Каких перемен желает? Каких событий страшится? Эти вопросы — «база», без которой невозможно создание настоящего героя. Настоящего — значит многогранного. С достоинствами и недостатками, внутренними и внешними конфликтами, талантами и заморочками.
Помните, что герои не появляются на страницах книги просто так, чтобы развлечь читателя. Они живут в вашей истории в полном смысле этого слова! И чем сильнее автор прочувствует, что его персонаж живет, а не играет роль, тем убедительнее и правдоподобнее герой получится.
Пошаговая инструкция по созданию книжного героя
Представим подробный алгоритм создания внутреннего мира книжного персонажа:
- Какая у него главная черта характера? То, что сильнее всего проявляется. Подсказка: она должна быть связана с замыслом и сюжетом произведения. Но раз у нас живой герой, то он многогранный. Сложность в том, что второстепенные черты характера должны гармонично сочетаться с главными. Из этих пазлов складывается цельная картина.
- Каково крайнее проявление основной черты характера? Для этого гипертрофируйте ее до невозможности. Всегда помните, что дорога в ад вымощена благими намерениями. На что способен ваш герой в желании сделать лучше, но зайдя слишком далеко? Так вы узнаете его «темную сторону» и ошибки, которые он может совершить. Не забывайте, что дурные поступки совершаются хорошими людьми, как и ровно наоборот.
- Какова противоположность главной черты характера? Интересные персонажи противоречивы. Пусть по ходу сюжета герой столкнется со сложным выбором один-два раза, но это ярко покажет читателю, что перед ним живой, а не картонный персонаж. Поставьте его в такие условия: остаться верным принципам или помочь дорогому человеку?
- Какая у него предыстория? А тут самое интересное! Прошлое персонажа — это неиссякаемый источник для неожиданных сюжетных поворотов. Предыстория объясняет, почему ваш герой такой, какой он есть. Но не стоит выдавать ее сразу на первой странице! Продлите удовольствие читателя.
- Как герой относится к другим персонажам? Мы раскрываемся по-настоящему только в отношениях с окружающими людьми. С книжными героями все точно так же. Они не ведут себя одинаково со всеми. В диалогах и взаимодействиях проявляют свой характер и свои крайности. Не добавляйте второстепенных персонажей чисто для «массовки». У каждого должна быть своя миссия — «если ружье висит на стене, оно обязательно выстрелит», помните?
- Какой он сделает выбор? Нередко этот кризисный момент — кульминация всего произведения. Но не обязательно выносить его в текст. Герой выберет то, что должен, или то, что хочется? Пожертвует собой или кем-то другим? Представляя для себя его выбор, вы уже «оживляете» своего персонажа.
- Чем он увлечен? У вашего героя есть хобби, интересы, увлечения и странности. Они прямо вытекают из черт его характера, событий прошлого. Но не идите прямым шаблонным путем. Нередко карманник, виртуозно играющий на скрипке, становится самым харизматичным и запоминающимся персонажем!
- Как он выглядит? Через внешний образ отражается внутренний мир человека, вы замечали? Если вашему герою важно «пустить пыль в глаза», он всегда будет выглядеть шикарно, даже если за душой ни гроша.
- Какие у него привычки? Изучите психологию человека, язык жестов и тела. Необязательно писать прямо, что ваша героиня сильно волнуется. У нее могут бегать глаза, гореть щеки, а пальцы — теребить ремешок сумочки. Так вы сделаете персонажа ближе живому человеку, понятным и искренним.
- А каким будет все остальное? Теперь, когда мы написали «скелет», можно и нужно дополнить его интересными подробностями. Какой у вашего персонажа любимый цвет? Он пишет правой или левой рукой? Его выводит из себя неприкрытая ложь? А в кого он непременно влюбится?
Совет! Вам трудно придумать «с нуля» своего героя? Так «украдите» черты характера, привычки, ролевые модели у родных, друзей, знакомых и просто прохожих. Не списывайте характер целиком, берите по чуть-чуть!
Что никогда не сделает живой герой книги?
Первое, что никогда не будет делать живой персонаж — это постоянно говорить. Объяснять каждый свой поступок и решение. Поэтому, если диалог можно убрать, сделайте это. Помните, что реплика персонажа обязательно должна решать одну из трех задач: продвигать сюжет, раскрывать что-то ценное о герое или объяснять нечто важное об окружающей обстановке.
Живой герой не совершает ненужных бессмысленных действий. Зачем сообщать, какого цвета у него зубная щетка, если это никак не влияет на сюжет? Чем сильнее автор увлекается «бэкграундом», тем скучнее и безжизненнее персонаж.
И в-третьих, живой персонаж не отвлекается от своей главной цели. Мы вторглись в его жизнь, чтобы узнать Историю. И если он пошел спасать мир, а потом передумал и сделался фермером, то вам точно никто не поверит!
Друзья, а кто по вашему может считаться «живым» книжным героем? Можете привести такие примеры из литературы?