Найти в Дзене
SargyPo

Продолжение. Мамины воспоминания о старшем брате

Работа дальнобойщика на Севере - это очень опасная и ответственная

работа. Сопровождается многочасовыми переходами и перевалами, в условиях

плохой видимости из-за тумана, снежной пурги, жесткого холода, и наледи.

Зимняя трасса или как у нас называют "зимник" по реке Яна достигает 627 км.

пути (пос. Батагай, морской порт Нижнеянск). Это маршрут через территорию

двух районов один Верхоянский, который знаменит на весь мир, как Полюс

холода и Усть-Янский, который имеет выход к морю Лаптевых. А от пос. Батагай

до города Якутска 1270 км. Вот один из маршрутов, по которому и по сей день

осуществляется зимний завоз для северных районов.

Трасса в те времена была очень непредсказуема, впрочем как и сейчас.

Ездили только группами по 5-6 машин, а то и больше. С началом больших

холодов, река Яна покрывается многометровыми наледями. Это из-за резкого

неравномерного промерзания воды, лед дает большие трещины, через

которые на поверхность льда поступает вода. Вот про эти наледи я слышала

много раз и видела, как по реке образовывались пробки из большегрузов.

Здесь на Севере зимний день очень короткий, и вот в темноте ночи видно, как

горят многометровые гирлянды -огни фар машин. Водители могли стоять

сутками, ожидая пока не намерзнет наледь. Брат рассказывал, как они

выживали в таких условиях. Бывали случаи, когда он сам спасал замерзающих

людей на трассе. Говорят, что Север не прощает ошибок - и это действительно

так. Поэтому взаимовыручка на дороге - это первейшее условие выживания.

Это суровый неписаный закон нашего края, нарушившему быстро прилетит

бумеранг, и самого настигнет неминуемая гибель на трассе. Я верю в это.

Редко, но бывали такие случаи. Еще помню, Петр говорил, какие новые, хорошо

оборудованные машины у дальнобойщиков "Янстроя", а наши совхозные 1-2

машины "Урал" с прицепами и то подержанные. Сами ремонтировали, сами

доставали запчасти. Петр был смекалистый, обладал профессиональным

чутьем. Знал свою машину от и до. Трудные были времена.

Но, тем не менее, достойно был пройден этот долгий этап его жизни.

Профессиональные водители на Севере - это особая каста людей сильные

духом, мужественные, ценящие свою и чужую жизнь. И кажется мне, были

немного романтики, по натуре. Сейчас другие времена, другие машины и

другие ценности.

Я не знаю сколько он получал за рейс, но точно знаю они не шиковали, жили

как все. Пятеро детей и жена воспитательница детского сада. В летний сезон

Петр превращался в капитана катера "Бытантай". Это грузопассажирский

самоходный катер - был единственный в совхозе, правда часто ломался. И еще

было обидно, что он капитальным ремонтом машины или этого самого катера,

занимался во время своего отпуска.

Родился Петр в многодетной семье старшим, рано познал тяжелый

физический труд. Работал наравне со взрослыми, валил лес для печально

известной обогатительной фабрики "Дальстрой". Умер Петр 79-м году жизни.

Вот такой светлой души был человек - мой дядя Петр, мамин брат, дедушка и

прадедушка многих внуков и правнуков.