Яков Рябов (1928-2018) интересен тем, что дал дорогу в большую политику Первому президенту РФ Борису Ельцину и главе Правительства СССР Николаю Рыжкову. В этом, по прошествии многих лет, он сильно раскаивался. И вот почему.
В 1968 году Рябов работал 2-ым Секретарем Свердловского обкома партии. Он и выдвинул молодого Ельцина на должность зав. отделом Строительства обкома. Сокурсники Бориса предупреждали Рябова о его амбициях, властолюбии и стремлении к власти любым путем. Рябов почему-то решил , что именно такой парень ему и нужен, а его перегибы он исправит в процессе работы. Ну да, в 1968 Ельцину было уже 37, в этом возрасте человека не исправить. А своих "доброжелателей" Борис Николаевич позднее вычислит и не даст им дороги наверх.
Все 7 лет, что Ельцин возглавлял отдел в обкоме, о его хамстве шли жалобы. Чиновники просили унять Бориса. Ставший уже первым секретарем обкома партии, Яков Рябов неоднократно имел с ним профилактические беседы. Ельцин оправдывался: "Яков Петрович, это у меня получается не со зла, а во имя дела". Рябов пытался привить ему элементарную культуру, человечность. Но, увы.
Что интересно. Ельцина неоднократно звали на повышение. Первый секретарь Костромского обкома КПСС Баландин приглашал его на должность секретаря обкома. Но Рябов не отпустил. Второе предложение сделал председатель Госстроя СССР Новиков. Он приглашал Ельцина в Москву своим замом. И снова Рябов совершил ошибку - снова отсоветовал, прозрачно намекнув, что имеет на него виды. ( Если, конечно, Борис поменяет характер).
И вот тут Ельцин сменил тактику. Он начал заигрывать с членами бюро и секретарями обкома партии, искать дружеские контакты.
Рябов оценил это и назначил Бориса Николаевича на должность секретаря Свердловского обкома. Дружить стали семьями. Подхалимскую тактику первый Секретарь не понял, решил, что Ельцин все делает искренне.
Жалобы же от нижестоящих товарищей продолжали идти. Рябов приводит запись из своих дневников от 14 июня 1976 года, где он профилактирует Ельцина по пяти пунктам. Но пункты все те же: высокомерие , неуважение к товарищам по работе, болезненное восприятие замечаний в свой адрес, обидчив. Боря нахмурил брови и попросил время на обдумывание.
Интересна запись в дневнике Рябова от 4 февраля 1976 года. Цитирую:"заболели секретари обкома партии: Дудкин вторую неделю лежит в больнице, Ельцина положили вчера, видимо, бурно праздновал свой день рождения...."
Выходит знал Яков Петрович о любви Бориса Николаевича к "зеленому змею"!
И вот после всего этого, в октябре того же 1976, Рябов рекомендует Ельцина на свою должность - первого секретаря Свердловского обкома партии. Рекомендует лично Брежневу, сидя в его кабинете. Самого Якова Петровича берут на повышение Секретарем ЦК, куратором Военно-промышленного комплекса. Доверие к нему безграничное. Но даже Брежнев сказал:
- Он ведь не второй секретарь обкома, не депутат Верховного Совета, мы его в ЦК не знаем. И Капитонов дал мне "объективку" на второго секретаря вашего обкома товарища Коровина.
На взгляд Рябова Коровин был слишком мягок и интеллигентен. Вот так! Прояви тогда Брежнев настойчивость и жила бы страна родная. Увы.
Сам Яков Петрович Рябов не сработается с членом Политбюро Устиновым и его через три года уйдут в Госплан. Однако вскоре повысят до зам. главы Правительства СССР. Но здесь Горбачев сменит Предсовмина Тихонова на Николая Рыжкова, а тот не захочет работать со своим бывшим начальником. Он хорошо помнил, как секретарь Свердловского обкома Рябов не только тащил его наверх, но ругал за ошибки.
Не буду приводить последний разговор Предсовмина СССР Рыжкова с его замом Рябовым, где "плачущий премьер" врал и изворачивался, переводя на Горбачева инициативу отправки Якова Петровича послом во Францию. Процитирую лишь резюме того разговора Рябовым: "А какой ведь был угодник на Урале, да и здесь в Москве!"
Да, глубокая обида Рябова очевидна. На тот момент ему было 58 лет - расцвет для государственного деятеля эпохи перестройки. И не только перестройки. В 1976, когда его переводили в Москву, Якову Петровичу было только 48 лет. Определенно Леонид Брежнев присматривался к нему как к возможному преемнику. И вот посол во Франции. Оттуда только на пенсию. Почетную, безбедную, но пенсию. Так и получилось весной 1990 года.
Осенью же 1991 он несколько раз будет звонить своему выдвиженцу Ельцину, но тот не захочет с ним говорить. Уйдет из жизни Яков Петрович в 2018, в возрасте 90 лет.
Что скажете, читатели? Да, прошу поддержать мой Канал, который после беззаконных санкций Дзена, оказался на грани закрытия: Сбер 4279 3806 0083 3059 Александр Ю. Любая сумма поможет выжить и мне и Каналу. Спасибо!
Статьи по теме: