Как известно, на российских дорогах трех последних десятилетий мотоциклы были изрядно "задвинуты" автомобилями на второй или даже третий план. А зарождение настоящей мотокультуры, которая включает в себя не только шумные пробеги-парады по случаю открытия очередного летнего сезона, но и приобщение к истории, по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Хотя серьезные подвижки к этому были сделаны в предыдущем десятилетии, сейчас мотоцикл (особенно редкий), вновь ставший слишком дорогой игрушкой, для многих оказался в тени насущных проблем. Тем удивительнее видеть, что движение энтузиастов истории мототехники в России не иссякло и в каком-то смысле даже набирает обороты. Оказывается, в нашей стране есть не только хорошие коллекции старых, оставшихся еще с советских времен, моделей ИЖ и Jawa, но и настоящее собрание раритетов мирового уровня! Именно такую коллекцию я имел счастье увидеть своими глазами на прошедшем в августе фестивале Автолькультура '2023.
Оговорюсь сразу: в мототехнике я совсем не специалист, поэтому показанное здесь опишу лишь в двух словах. Главным (и самым старым) экспонатом на выставке был, конечно, этот Indian Scout. Самая известная модель американской компании Indian, да и вообще, культовый довоенный мотоцикл. Именно такую модель брал за основу знаменитый Берт Монро за основу при постройке болидов для установления рекордов скорости! Только, если верить той истории, у него была самая ранняя версия Скаута образца 1920 года, а у нас мотоцикл 1924-го. Но и ему уже целых 99 лет! Самой же марке Indian, между прочим, в этом году исполнилось 122 года!
На Indian Scout первой серии установлен V-образный двухцилиндровый двигатель объемом 600 см3 и мощностью 13 л.с. в паре с трехскоростной коробкой передач. На второй серии образца 1927-го двигатель расточили до 740 см3, ну а Берт Монро устанавливал рекорды скорости на изрядно модифицированном моторе литрового рабочего объема! В 1967 году он умудрился разогнать свое финальное детище до 295 км/час! В 2001 компания Indian решила возродить культовое имя Scout - эта линейка выпускается и поныне.
Кроме того, на выставке был представитель редкой и почти неизвестной в России марки Moto Guzzi. Этот итальянский производитель появился тоже более века назад, в 1922 году. Одна из его лучших линеек - 850 LeMans. Она дебютировала в 1976 году и, оправдывая свое гоночное название, сразу вошла в ряд быстрейших европейских спортбайков, развивая 53 л.с. и 209 км/час.
На шоу был представлен более поздний вариант MotoGuzzi - модель LeMans Series III образца 1981 года. Обратите внимание на солидный двигатель: это V4 объемом 844 см3 и мощностью 76 лошадиных сил. Причем недешевая модель продавалась довольно хорошо. До 1985 года собрали 9866 мотоциклов - это уровень флагманских моделей BMW тех лет. Но в России они, к сожалению, почти не прижились. Это пока лишь второй мотоцикл марки Moto Guzzi, который я видел вживую...
Еще из интересного на выставке - всемирно известные мотороллеры Vespa. Выпускаются итальянским концерном Piaggio с 1946 года и за это время уже стали настоящим культурно-технически феноменом. В России получили настоящую популярность только в наше время. Причем вместе с новыми моделями Vespa к нам везут и исторические. Зеленый экземпляр - представитель самой старой линейки V98 «Farobasso» выпуска 1946-1962 годов! На нее ставились моторчики объемом 125-150 л.с. и мощностью всего 4-6 лошадиных сил.
Экземпляр голубого цвета уже относится к поистине культовому семейству Vespa "50", которое собирали с 1963 года. Именно с этой моделью Vespa перешла в категорию скутеров, имя двигатели объемом не более 50 см3. Семейство покорило не только Италию, но и всю Европу. Почти в неизменном виде его выпускали до 1990 года. Параллельно собирали и более мощные мотороллеры Vespa 125. По настоящее время изготовлено свыше 1,8 млн экземпляров Vespa!
Мало кто знает, что в Италии существует еще и двойник Vespa - мотороллеры Lambretta. Причем это не копия, а полностью самостоятельный производитель! Они появились лишь чуть позже Веспы (в 1947 году) и в оригинальном виде выпускались до 1971 года, а затем сборку перевели в Индию. Очевидно, на выставке представлены аутентичные версии, примерно шестидесятых годов. Это действительно уникальные и почти неизвестные для России экспонаты!
Черный мотоцикл Motobi Sprite 200 - и вовсе абсолютный уникум для России. Австрийско-итальянская марка Motobi существовала менее тридцати лет, с 1949 по 1977-й. Если я правильно понял, модель Sprite 200 изготавливали лишь с 1963 по 1966 год. Это редчайшая даже по мировым меркам модель!
На это фоне коллекция мотоциклов Jawa семидесятых-восьмидестых годов выглядит уже слегка обыденно. Ведь с 1953 по 1991 год двухколесников этой в СССР было ввезено 2,25 миллиона штук - то есть примерно 75 процентов от всего выпуска. Но обратите внимание на состояние самих мотоциклов - они как будто только что сошли с конвейера! А ведь реставрация даже таких массовых моделей - дело нелегкое.
Среди относительно обычных и пока еще встречающихся на дорогах моделей можно отметить BMW R 1100 S. Этот спортбайк выпускался параллельно легковой "трешке" E46 в 1998-2005 годах. Уже совсем скоро они будут переходить в разряд "янгтаймеров". Ну а я очень надеюсь, что выставки самых разных мотоциклов в России с годами тоже не иссякнут, а будут проходить все чаще и становиться все интереснее!
Напоследок - еще один интереснейший раритет (навскидку - пятидесятых или начала шестидесятых годов), происхождение которого пока остается для меня загадкой. Предлагаю читателям предложить свои версии, что это за марка и модель...