Найти тему
Еженедельник "Звезда"

Судьбы Киева и Тель-Авива

Психотип среднего американца и ментальная основа США, определяющая, помимо отношений в обществе, особенности внешней и внутренней политики, формировались в том числе под влиянием богатого героического фольклора, связанного с индейскими войнами, Войной за независимость и Гражданской войной.

flickr.com/afgmatters
flickr.com/afgmatters

И если богатырь из русских былин всегда готов пожертвовать собой не только ради всего народа, но ради любого, нуждающегося в его защите, то для американской традиции характерен образ "героя", выживающего в одиночку, и проявляющего заботу разве что о дорогих лично ему людях, абсолютно не интересуясь при этом тем, что будет с остальными. Другой традиционный образ - "благородного дикаря", приносящего себя в жертву ради спасения белого господина, чья жизнь по определению ценнее.

Сформулированный Хорасом Маккоем в одноимённом романе принцип «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» определяет как отношения в самом американском обществе, так и в американской политике (в том числе внешней). Это же подметил и О`Генри, герой которого Боб Тидбол, прежде, чем узнать от Акулы Додсона, что "Боливар не вынесет двоих", говорит: "Дело не в том, какую дорогу мы выбираем, дело в том, что внутри нас. Это заставляет нас выбирать дорогу".

Так и был сформирован основополагающий принцип построения американского общества и государства, не подлежащий изменению. Если этот принцип изменится, то и США перестанут быть такими, которыми мы их знаем. И о том, что "Боливар не вынесет двоих", а судьба "благородного дикаря" - жертвовать собой, стоило бы знать и помнить всем союзникам США. Тем более что Афганистан и Вьетнам - лишь наиболее близкие к нам и наиболее памятные случаи брошенных на произвол судьбы американских союзников.

globallookpress.com
globallookpress.com

Интересно, что при этом американцам постоянно удаётся находить новых союзников, убеждённых, что они для Вашингтона настолько важны, что их никогда не бросят. Последние на сегодня, но не последние в принципе - Украина и Израиль. И если Тель-Авив стал американским союзником ещё в момент роста влияния США в мире, к тому же вынужденно (никто больше не мог гарантировать еврейскому государству поддержку против арабов, без изменения основ израильской региональной политики), то Украина бесповоротно переметнулась в американский лагерь лишь в 2014 году (до этого Киев пытался вести политику многовекторности). То есть, когда могущество США уже очевидно находилось на спаде, а Россия и Китай стали активно формировать свои сферы интересов.

В остальном же судьбы этих двух государств оказались очень схожи. Ставка обеих стран на США определялась прежде всего их нежеланием проводить гибкую внешнюю политику, учитывающую интересы ближайших соседей. И Киев и Тель-Авив избрали в качестве основы своей внешнеполитической стратегии догму "моя страна всегда права и больше говорить не о чем". Недостаток же собственных силовых возможностей для претворения в жизнь этого курса, они предполагали компенсировать поддержкой США, попав, в конечном итоге, в полную зависимость от способности и желания американцев эту самую поддержку оказывать.

globallookpress.com
globallookpress.com

Эта убеждённость выросла из мнения, что политика США в соответствующих регионах настолько ассоциируется в глазах мирового сообщества с успехами их регионального союзника, что США не смогут отказать в любой необходимой помощи, без риска потерять лицо, а с ним и значительную долю своего глобального влияния. И в определённой степени это действительно так, о чём свидетельствуют масштаб помощи Вашингтона как Израилю, так и Украине, а также судорожные попытки администрации Байдена вопреки всему провести через конгресс билль о военной помощи Киеву и Тель-Авиву.

Но Израиль и Украина слишком положились на это чувство собственной важности, забыв о том, что в политике нет ничего вечного и неизменного, кроме национальных интересов. И что касается интересов США, то они определяются уже упомянутым ранее положением Акулы Додсона. Рано или поздно самое сильное государство слабеет и теряет возможность поддерживать своих союзников. Кто-то в таких случаях предлагает союзникам на время перейти к более гибкой внешней политике, кто-то уходит, позволяя им выпутываться из создавшегося положения самостоятельно. Но у США свой подход - они требуют от своих «благородных дикарей» прикрыть американское отступление.

flickr.com/president_of_ukraine
flickr.com/president_of_ukraine

Сейчас между Израилем и Украиной есть и ещё одно различие - для Киева уже почти всё закончилось, а для Тель-Авива только начинается. Украинцы свой ресурс уже растратили, Израилю ещё кажется, что ещё немного усилий и окончательная победа будет одержана. Но окончательной победы не будет по той же причине, по которой не могла победить Украина - ресурсы коллективного Запада, состоящие из пирамиды банковских обязательств, оказались многократно слабее реальных экономик тех стран в борьбу с которыми втянулись сами и втянули своих союзников США.

Но Израиль так же не готов к компромиссу с арабами, как Украина в 2022 году была не готова к компромиссу с Россией. И сейчас украинцы и евреи умирают ради того, чтобы американцы могли сделать хорошую мину при плохой игре и заявить, что хоть это была не их война, они сделали всё, чтобы помочь своим «благородным дикарям», а что те не справились - их собственная вина.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"

#геополитика #сша #история #запад #европа #афганистан #вьетнам