У многих взрослых сохранились воспоминания о тёплом и незабываемом детстве. Когда ребёнок мал, его ум свободен от плохих мыслей, он чист и непорочен.
Неискушенный и чистый ум ребёнка открыт, поэтому в детских мыслях почти нет чувства страха и опасений. Дети могут быть беззаботными и бесстрашными по отношению к жизни не только потому, что у них отсутствует жизненный опыт, но и потому, что они не придают значения достижениям и потерям.
Они радуются и печалятся из-за приобретений и потерь, но недолго, и вскоре у них появляется новый интерес. По мере взросления, под напором различных социальных представлений, человек постепенно оказывается в плену беспокойства и страха, и изо всех сил пытается справиться с ситуацией, физически и морально истощаясь.
Поскольку люди эгоистичны, боль от потерь приносит бесчисленные тревоги: беспокойство о еде и одежде, страх перед голодом; беспокойство о старении, страх перед болезнью; беспокойство о потере имущества, страх перед лицом смерти и т. д. Самые большие мучения в жизни приносят эгоизм и жадность, поэтому, если человек не может полностью избавиться от эгоизма, он никогда не сможет избавиться от беспокойства и страха.
В «Аналектах Конфуция» есть такое изречение:
«Благородный муж безмятежен и спокоен, маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен».
В 5000-летней истории Китая благородный муж и злодей — два очень важных ключевых понятия. Эти два определения всегда использовались людьми для оценки двух разных типов людей: первый представляет собой абсолютную честность, доброту и благородство, в то время как второй представляет собой абсолютную ложь, зло и уродство. Кто есть благородный человек? А кто злодей? Трудно выразить эти два разных определения в одном предложении.
Давайте обратимся к древним мудрецам.
В «Аналектах Конфуция» и записках его ученика Янь Юаня (521-481 гг. до н. э.), говорится, что Сыма Ню, ученик Конфуция, как-то спросил Учителя: «Если не волнуешься и не боишься, значит, ты благородный человек, верно ли так говорить?»
Учитель ответил: «Если ты ищешь в себе и не чувствуешь вины, зачем тебе беспокоиться или бояться?»
Тогда Сыма Ню спросил Конфуция о пути благородного человека, и Конфуций ответил: «У благородного человека нет страха и беспокойства».
Сыма Ню, услышав это, подумал, как всё просто! Поэтому он снова переспросил: «Если нет печали и страха, это благородный человек? Неужели так легко быть благородным человеком?»
На что Конфуций ответил: «Быть благородным нелегко, нужно постоянно смотреть в себя, в сердце не должно быть сожалений или чувства вины, нужно иметь только светлое и открытое сердце, чистое и спокойное».
В древнем Китае добрые и благородные люди обладали внутренней гармонией и спокойствием. Они были очень усердными, но при этом подчинялись воле Небес. Они старались разрешить вопросы наилучшим образом, и если что-то было не под силу, то принимали это с достоинством, внутренне не испытывая тревог и страха. Если человек работает над собой, не испытывая стыда перед Небом и Землей, без тревог и страха — это и есть возвышенное духовное состояние.
В китайской конфуцианской классике, в «Аналектах Конфуция», есть много проницательных высказываний о благородных и злодеях. Например:
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».«Благородный человек внимателен и общителен, а злодей — замкнут и не осмотрителен».«Благородный помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот».
Благородный человек вызывает уважение к себе, он способен влиять на людей, «в доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен; в величии не горд, вызывая почтение, не жесток».
Конфуций также сказал: «Благородный муж винит себя, малый человек винит других». Высказывание Конфуция о благородном муже фокусируется на личной ответственности, что означает: джентльмен великодушен и свободен от забот; злодей постоянно печален и скорбен.
В «Аналектах» Конфуций продолжает: «Есть три пути у человека, чтобы поступать разумно: первый — самый благородный — размышление; второй — самый лёгкий — подражание; третий — самый горький — опыт».
О пути благородного мужа, помимо отсутствия беспокойства и страха, добавлено понимание добра и зла, а также светлость ума и отсутствие сомнений.
«Благородный муж сострадателен и свободен от тревог», что означает, что он придерживается принципов доброты и справедливости, действует честно и бескорыстно, не стыдится своих поступков, радуется жизни, понимает свою участь и не привязывается к выгоде и ущербу.
«Благородный человек разумен и свободен от заблуждений», что означает, что он обладает высокой степенью мудрости и способен видеть вещи в их истинном свете. Способность различать добро и зло, отличать правду от лжи позволяет ему не сомневаться в неприятных ситуациях; доблесть благородного мужа, несмотря на страх, означает, что его душа ясна и открыта, он не стыдится своих поступков, внутренне чист, готов взять на себя ответственность, действует справедливо, с честным и смелым нравом, поэтому он спокойно встречает любые трудности.
Чтобы называться благородным человеком, человек должен быть доброжелательным, мудрым и смелым, а также не быть подверженным беспокойству, смятению и страху.
Истинные благородные люди в этом мире — это те, кто достиг духовного познания. Пройдите между Небом и землей с открытым сердцем. В пословице говорится:
«У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится; днём не натворил плохих дел, ночью не бойся стука в ворота».
Это правда жизни. Но если человек не совершенствует свой ум и не занимается самоанализом, он никогда не сможет достичь духовного состояния открытости и свободы от страха и беспокойства. Жизнь праведника связана с Небесами, они живут в мире со всеми, без забот; они знают истину вселенной, равнодушны к жизни и смерти и свободны от мирских утех, поэтому у них нет страха.
Однажды кто-то спросил Будду Шакьямуни, почему люди, обладающие добродетелью, всегда кажутся такими спокойными и наполненными радостью? Будда ответил:
«Они не печалятся о прошлом, не беспокоятся о том, что ещё предстоит; им достаточно настоящего момента, и поэтому они наполнены радостью».
Для обычных людей часто трудно понять состояние тех, кто занимается духовной практикой, это обусловлено различием в уровне духовного развития.
Благородный человек свободен от беспокойств и страхов, он спокойно относится к приобретениям и потерям, его дух свят и свободен, это возвышенное духовное состояние, которого может достичь только тот, кто находится на пути духовного просвещения.
Больше интересной информации — на сайте yuanming.ru. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!