«Новый Казахстан», несмотря на провозглашенный кардинальный слом общественно-политической парадигмы, по-прежнему продолжает строиться на осколках старой политической элиты. Тот факт, что наворотившие дел государственные мужи вполне комфортно чувствуют себя в условиях текущей политической трансформации и успели обзавестись новыми доходными местами вне системы госслужбы рождает в обществе вопросы относительно правильности прокладываемого после январских событий политического курса.
За примерами далеко ходить не надо. Взять того же Данияра Акишева, который отныне возглавляет совет директоров Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ). Основная масса казахстанцев помнит его, как главу Нацбанка, который из-за неадекватности продвигаемых инициатив регулярно садился в лужу. Порой, до выпадения в полный осадок. Стоит вспомнить, что с фамилией Акишева у населения до сих пор происходит прочная ассоциация с такими негативными явлениями, как рост инфляции, ослабление национальной валюты, принудительный уход с рынка почти десятка устойчиво работавших финансовых институтов, провалы в реализации госпрограммы «7-20-25», поддержка банков второго уровня деньгами вкладчиков пенсионного фонда, да и в принципе распыление пенсионных денег на проекты, быстро сыгравшие в ящик. Но, как все помнят, это ничуть не мешало ему строить «успешную карьеру».
Загадочность природы такой удачливости объяснялась просто. Все дело в том, что «недорослю» из Нацбанка благоволил сам Елбасы. К Акишеву первый президент демонстрировал поистине отеческие чувства - прилюдно журил, но никому другому в обиду не давал. Складывалось впечатление, что Нурсултан Назарбаев, тренируясь на Акишеве, как на кошках, просто проверял справедливость известного постулата про «сукина сына». Впрочем, довольно быстро флер этого фарса был развеян самим Акишевым, изо всех сил начавшим стараться отблагодарить «благодетеля».
Пользуясь служебным положением, он приступил к вырубке из финансовой системы страны частных банков, так или иначе затрагивающие семейные бизнес-интересы своего патрона. Но весь цимис в том, что некоторые из них он предварительно накачал многомиллиардной господдержкой, растворившейся в итоге, как и сами банки, в небытие.
Сколько госбюджету стоили «профессиональные успехи» Данияра Акишева на посту главы Нацбанка, вряд ли удастся достоверно узнать. Хотя особенно отчаянные товарищи пытались. Буквально сразу после того, как Нурсултан Назарбаев в телеэфире заявил «Я устал, я ухожу», по астанинским коридором пополз слушок о том, что Акишев стал фигурантом уголовного дела. И скорее всего, учитывая аппетиты Акишева (или, точнее, его управителя), расследование этого дела вылилось бы в солидный для него срок. Но на горизонте снова замаячил Елбасы, в очередной раз спрятавший своего «птенца» под собственным крылом.
Словом, вместо тюремных нар Акишев оказался в руководстве АТБ, дислоцирующимся на Дальнем Востоке. Из открытых источников известно, что через подконтрольные структуры этим активом владеет (ну, или оказывает на него существенное влияние) бывший казахстанский президент и его большая семья.
И казалось бы, какое дело казахстанцам до российских бизнес-интересов бывшего Елбасы и фигур, их обслуживающих. Но, как оказывается, очень даже большое. Очень уж активно эти «отставники» со своим уставам лезут в «Новый Казахстан». АТБ сейчас сотрудничает с казахстанским квазигоссектором, реализует совместные программы развития. Более того, только за минувший год банк нарастил присутствие в Казахстане в 20 раз. То есть, другими словами, «Старый Казахстан» в лице его яркого представителя Акишева, все масштабнее окучивает финансовое поле страны. И остается только догадываться во сколько обойдется уже «Новому Казахстану» второе пришествие «птенца Назарбаева».