Война на Ближнем востоке разрастается. Министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале операции «Страж процветания» против йеменских хуситов. Причина — атаки хуситов по торговым судам в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе на важнейшем международном торговом маршруте. Хуситы начали атаковать суда, связанные с Израилем, из-за боев в секторе Газа. Из-за этих атак уже четыре из пяти крупнейших контейнерных компаний отказались от использования маршрута, идущего через Красное море.
Американцы очень хотели привлечь в военную коалицию против хуситов Саудовскую Аравию, которая давно вела боевые действия против этой группировки. Но в Эр-Рияде неожиданно заявили, что к коалиции не присоединятся. И даже попросили американцев «проявить сдержанность» в ответ на нападения йеменских хуситов на корабли в Красном море, чтобы избежать дальнейшей эскалации.
Что происходит в Красном море и хотят ли американцы вторгнуться в Йемен, разбирался aif.ru.
Почему Баб-эль-Мандебский пролив так важен?
Баб-эль-Мандебский пролив — южный вход в Красное море, которое соединяется с Суэцким каналом. Построенный в середине XIX века, этот канал произвел революцию в мировой торговле, открыв короткий путь из Ближнего Востока и Азии в Европу и США. Однако прежде чем зайти в Суэц, суда должны пройти Баб-эль-Мандебский пролив, в самом узком месте которого, между Джибути и Йеменом, ширина составляет всего 26 километров. Это узкое горлышко, через которое идет огромное количество товаров — начиная от нефти и заканчивая новейшей электроникой. Сейчас через пролив проходит около 12% мировой торговли, включая 30% мировых контейнерных перевозок.
Теперь танкеры и грузовые суда стали мишенями беспилотных летательных аппаратов и ракетных ударов хуситов. И хотя в большинстве случаев причиненный ущерб минимальный, сама по себе угроза практически остановила торговые перевозки через Красное море. Крупнейшие контейнерные компании (Maersk и Hapag-Lloyd, SC и CMA CGM) объявили, что будут пользоваться более долгим маршрутом вокруг Африки вместо маршрута через Суэц, чтобы не подвергать опасности свои суда.
Кто такие хуситы и почему они атакуют торговые корабли?
Хуситы — это военизированная шиитская группировка, которая в 2004 году подняла антиправительственное восстание в Йемене и в 2015 году захватила столицу страны Сану. Тогда же против хуситов начала военную операцию коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией. Эта война стала частью большого геополитического противостояния на Ближнем Востоке между суннитами-саудитами и основным союзником хуситов — шиитским Ираном.
Однако сейчас этот конфликт пошел на спад. При посредничестве Китая Иран и Саудовская Аравия начали восстанавливать отношения. И хуситы сейчас атакуют в Красном море не саудовские нефтяные танкеры, как они это делали раньше, а суда, связанные с Израилем, — в ответ на атаку на сектор Газа. С самого начала противостояния в Газе в этом году хуситы объявили о поддержке палестинцев и начали наносить ракетные удары со своей территории по территории Израиля.
Некоторые ракеты перехватывали военные суда НАТО, которые патрулируют Красное море. В ответ хуситы начали атаковать не только торговые суда, связанные с Израилем, но также и суда, принадлежащие западным компаниям.
Как эти атаки влияют на судоходство?
Непосредственным результатом стало повышение стоимости страхования судов, проходящих через Суэцкий канал и Красное море. Как правило, суда должны уведомлять своих страховщиков при прохождении через зоны повышенного риска и платить дополнительную премию. Эта премия за риск, выплачиваемая судоходными компаниями, составляла всего 0,07% от стоимости судна в начале декабря, но в последние дни выросла примерно до 0,5-0,7%. Это привело к росту стоимости доставки товаров через Красное море на десятки тысяч долларов в неделю.
Почему к военной коалиции США не присоединились арабские страны?
Интересно, что сокращение перевозок бьет не столько по Израилю (тут хуситы преследуют больше пропагандистские цели), сколько по Саудовской Аравии. Ее крупнейший порт Джидда находится на Красном море и обрабатывает 65% саудовского импорта. Значительные убытки несет и Египет, который получает в бюджет большие доходы от эксплуатации Суэцкого канала. Но ни первая, ни вторая страны к коалиции США, которая собирается проводить военную операцию в Красном море, не присоединились. Более того, Саудовская Аравия попросила Соединенные Штаты проявить сдержанность в ответ на нападения йеменских хуситов на корабли в Красном море, чтобы избежать дальнейшей эскалации, отмечает эксперт по Ближнему Востоку Кирилл Семенов.
«Саудовская Аравия видит единственный выход из сложившейся ситуации в прекращении разрушительных израильских атак на Газу, которые в Эр-Рияде называют "варварской войной” против палестинцев, — говорит эксперт. — В нынешних условиях саудовская дипломатия отражает более широкую политику, направленную на содействие региональной стабильности. Такой подход пришел на смену поддержке США и Израиля в их возможных военных акциях против хуситов после многих лет конфронтации с Ираном и его союзниками».
Показательно, что ранее, во время войны в Йемене, Эр-Рияд сам неоднократно обращался к Вашингтону по поводу присоединения ВС США к боевым действиям против хуситов, добавляет Семенов. Однако сейчас саудиты хорошо осознают риски большого конфликта. Ведь хуситы пообещали нанести удар по саудовским месторождениям нефти, если их атакуют.
Что будут делать американцы?
На данный момент основные участники операции США — это Великобритания, Канада, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия и Сейшелы. Из арабских стран присоединился лишь Бахрейн, на территории которого расположился штаб операции.
Пока операция не предполагает сухопутной фазы непосредственно в Йемене. Речь идет лишь о защите судов в Красном море, Оманском заливе, Персидском заливе и Баб-эль-Мандебском проливе.
Предполагается, что военные корабли коалиции будут сбивать дроны и ракеты хуситов и прикрывать торговые суда в регионе. Удары по наземным целям хуситов — под вопросом.
А что говорит Россия?
Россия пока предлагает всем желающим воспользоваться Северным морским путем в качестве нового торгового маршрута из-за роста рисков в Красном море — при условии соблюдения требований Полярного кодекса и положений соответствующих документов российского регулирования прохода по Северному морскому пути, заявил посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ