13 декабря 2023 года в залах № 161–163 открылась третья очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого». Её экспонаты рассказывают о развитии петровских преобразований в искусстве и культуре России в период царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761).
«Залы, посвящённые продолжательницам дела Петра, художественными образами ставят и обсуждают проблему реальных заслуг женщин-правительниц, на самом деле, много сделавших для создания новой России, для процветания её наук и искусств», – отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Новые экспозиционные залы (№ 161–163) рассказывают о дальнейшем развитии искусства и культуры России в годы царствования императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730–1761). В это время не только действовали мануфактуры, учебные и научные учреждения, основанные при Петре I, но и возникали новые. В России работали многочисленные иностранные художники и архитекторы. Наряду с ними творила целая плеяда выдающихся отечественных мастеров, освоивших европейские традиции, в русле которых русская культура развивалась с начала XVIII века.
Годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны отмечены расцветом стилей барокко и рококо. Яркие образцы созданных в этот период произведений изобразительного и прикладного искусства представлены в зале № 161. В центре внимания – большеформатная картина работы Д. Людерса, на которой изображён российский посол в Англии граф П. Г. Чернышёв со своей семьей. Убранство интерьера, в котором запечатлены члены аристократической фамилии, их костюмы и аксессуары отражают вкусы галантной эпохи, где роскошь сочеталась с изысканностью и утончённостью. В стиле рококо выполнена экспонирующаяся в зале расписная мебель и зеркала в фигурных рамах, обильно украшенных рельефной позолоченной резьбой в виде листьев, раковин, завитков, цветочных гирлянд. Интересны необычные, декорированные ажурным орнаментом стальные стол и кресло, изготовленные мастерами тульских оружейных заводов для императрицы Елизаветы Петровны.
В традиционной русской технике резьбы по кости, достигшей своего расцвета во второй четверти XVIII века, выполнены покрытые тончайшим резным кружевом кубки, табакерки, гребни, настольные и напольные бюро.
В период правления Елизаветы Петровны русский учёный Дмитрий Иванович Виноградов открыл секрет фарфора, изделия из которого изготавливались на основанной в 1744 году Порцелиновой мануфактуре (Императорский фарфоровый завод) в Санкт-Петербурге. На выставке можно увидеть созданные из первого отечественного фарфора табакерки, пользовавшиеся особой популярностью.
Второй зал экспозиции (№ 162) посвящён выдающемуся деятелю отечественной науки и культуры Михаилу Васильевичу Ломоносову, основавшему Усть-Рудицкую стеклянную фабрику. На выставке представлена уникальная коллекция стеклярусных и мозаичных панно, изготовленных при его непосредственном участии. В центре экспозиции – мозаичный портрет императора Петра Великого, собственноручно исполненный М. В. Ломоносовым в 1754 году.
В третьем зале (№ 163) размещены живописные изображения членов императорской семьи, государственных деятелей и представителей российского дворянства. Работы выполнены русскими художниками 1730–1760-х годов, а также работавшими в это время в России иностранными мастерами. Наряду с полотнами таких знаменитых художников, как А. П. Антропов, И. П. Аргунов, М. Л. Колокольников, Ф. С. Рокотов, Л. К. Пфандцельт, Д. Людерс, Г. Г. Преннер, можно увидеть картины неизвестных авторов. Центральное место на экспозиции занимает парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный в 1740-е годы её придворным живописцем Г. К. Гроотом для австрийского посланника при русском дворе барона И. Ф. фон Претлаха.
Кураторы экспозиции – старшие научные сотрудники Отдела истории русской культуры Наталья Юрьевна Бахарева и Иван Александрович Гарманов.
***
Постоянная экспозиция «Галерея Петра Великого», посвящённая первому российскому императору, начала свою работу в 2022 году. В пяти залах (№ 156–160) первой и второй очередей разместились произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, научные приборы и инструменты. Особое место занимают мемориальные вещи и предметы из коллекции Петра I, а также экспонаты, относящиеся к личности царя, истории, культуре и искусству России периода петровских преобразований.
Генеральный спонсор постоянной экспозиции - ПАО «Газпром»