Давно хотел обсудить эту тему, хочется сразу предупредить, что статья рассчитана на внимательное прочтение, так как содержит не только желание слегка подтрунить над любителями самого нового, но и неожиданный исторический ответ на поднятую тему, который и явился поводом к написанию. Также упомяну маленькую хитрость по установке рогов на прямой руль, которая пока применяется не часто.
У меня был некоторое время шоссейный велосипед с рулём-баран, по хорошим дорогам Европы с вежливыми водителями ездить на нём мне нравилось. Когда стал перед выбором велосипеда для многодневных поездок по России рассматривал в том числе и классические стальные туринги от Trek, Norco с рулём-баран. Брал у друга шоссер "Трек" на время, первый тест-райд запомнился импульсивным движением пальцев по месту несуществующих тормозов...
В итоге был куплен найнер Specialized с обычным прямым рулём. После старичка Трека 26'' накат классического дорожного обода меня однозначно радует, а гидравлика тормозов тем более:
За прошедшие годы руль «баран» стал стремительно возвращаться в широкие массы велолюбителей, он реально становится прям-таки стильным и важным показателем что «ты в теме» актуальных трендов.
Его хорошенько пропиарили, придумали кучу разных красивых названий, и вот многие друзья один за другим приобрели новых коней и колесят по грязи на гревелах со стальными рамами, а кто хочет побыстрей гоняет на алюминиевых циклокроссах или собирают кастомный велосипед на титане или карбоне.
Безопасность - наше всё?
При всём богатстве вариантов хвата лично для меня есть и один самый главный минус старого доброго барана.
Это отсутствие доступа к ручкам тормозов в «верхнем хвате» - ну, как мы обычно держим прямой руль (снимок в верхнем левому углу). В условиях длинных поездок я считаю этот момент весьма важным лично для меня с точки зрения безопасности.
Конечно, мне сразу скажут, что тысячи людей пользуются, а тебе, мол, неудобно. Я давно хотел поднять эту тему, а поводом к написанию статьи стала фотография велосипеда, которую мне прислал друг из Сербии:
Как видите, задолго до меня задумались над возможным решением обсуждаемой проблемы – хорошо видны дополнительные ручки тормозов у верхней части рулевой трубы. Галерея выше дополнена и вторым примером, пожалуйста, полистайте!
Известный коллекционер и историк велосипедов Андрей Мятиев сообщил, что это действительно было довольно популярное техническое решение. Обычно, использовали как раз для туристических велосипедов. На советские "ХВЗ" такие тоже предполагали внедрить, но в серию они не пошли.
Отзывчивые читатели прислали еще такой современный вариант — посмотрите, как удачно стоят дополнительные ручки на тросике:
Часто ли у меня возникали ситуации экстренного торможения? К счастью единичные, в основном - в условиях городской пробки. Но каждого из них достаточно, чтобы понимать важность максимально быстро отработать непредвиденную ситуацию. К слову, тормоза на моём Спеше стоят гидравлические, что очень мне нравится, особенно на горных дорогах!
Подчеркну, что теперь у меня снова имеется и шоссейный велосипед с "бараном" — года два назад друзья подарили «Старт-шоссе». Но каждый раз когда я сажусь обратно за прямой руль я по-настоящему кайфую от удобства и привычного положения кистей.
Говоря об эффективности руля-баран с точки зрения многообразия посадки и положения рук — очевидно, самый низкий хват даёт минимальное сопротивление воздуху. Но для многодневок самая низкая посадка обычно бывает востребована не так часто*, в основном лишь при сильном встречном ветре. Да и ехать в ней долго мне (пока?) тяжеловато.
Кстати, могу отметить нечасто упоминаемый но всё же - реально ощутимый эффект небольшой амортизации в нижнем хвате на СШ. Первый раз с неожиданностью отметил его, когда ехал на С-Ш по бетонке «тыдынс-тыдынс».
Узкое положение рогов на прямом руле
Что касается среднего хвата на ручках барана — с этой посадкой вполне может конкурировать использование рогов на прямом руле. Особенно, если они поставлены не по бокам рулевой трубы, а сдвинуты ближе к середине:
Именно такое положение обеспечивает уменьшение размаха рук, приближение их к телу, максимально приближая к хвату на пистолетах.
Про вторую пару рогов и прочий навес на прямой руль здесь говорить не буду, т.к. пишу лишь свой опыт, а Вы можете поделиться своими экспериментами.
Также интересно, что многие классические велосипеды для дальних поездок вполне можно оснащать как прямым рулём, так и бараном. А в завершении вот вам идеальный велосипед по разнообразию охватов:
Спасибо за интерес! Здесь еще немножко про велосипед:
До встречи на канале!