Найти тему

Основательница Wildberries в Казани рассказала, что ждет маркетплейсы в високосный год

Когда-то казавшиеся чем-то новым маркетплейсы вновь бьют рекорды по продажам. Только в одном Татарстане с начала года зарегистрированы 92 миллиарда покупок на торговых онлайн-площадках.

— Все мы помним, как начиналась эта история. Предприниматель из Кукмора обратился кс проблемой выхода на маркетплейсы. За считаные дни работа была взята на контроль, — начал с воспоминаний свою речь на форуме «Мой бизнес. E-COM» бизнес-омбудсмен РТ . — Смело могу сказать, что Татарстан сегодня — один из лидеров электронной коммерции. Мы научились продавать свою продукцию современно.

По данным крупных маркетплейсов Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет», KazanExpress, «AliExpress Россия», с начала года количество татарстанских селлеров увеличилось на 23,1% – до 55 919. Это примерно 12% от общего количества зарегистрированных в Татарстане юрлиц и самозанятых.

Первый вопрос, который интересовал зал, - что ждет маркетплейсы в так быстро приближающемся 2024 году. Сильных потрясений ждать не стоит, уверены представители крупных торговых онлайн-площадок.

— Не вижу никаких предпосылок к чему-то плохому. Феномен электронной коммерции заключается в том, что модель настолько устойчива, что даже в условиях очень жестких ограничений мы растем, — заверил управляющий директор OZON — Но не скатываемся ли мы? Когда ты становишься видимым, то являешься целью для конкурентов, для спекуляций, для регуляторов, — добавил спикер.

Специального закона об онлайн-площадках в стране пока нет. В последний год власти усиленно работают над урегулированием работы маркетплейсов. Так, в сентябре депутаты внесли законопроект, который регулирует все, — от взаимоотношений площадок с продавцами до защиты покупателей. В числе прочего предлагается, например, запретить блокировку доступа к личному кабинету продавца, если он грубо нарушил правила площадки. Или, например, ввести ответственность маркетплейсов за достоверность размещенной на них информации о товарах, поскольку они берут комиссии с продаж.

Маркетплейсы, по словам Белякова, от этого не в восторге. В связи с этим он поставил в пример руководство Татарстана, которое всеми силами поддерживает и развивает электронную торговлю.

— Если есть драйвер экономики, который толкает ее вперед, то почему его рост надо сдерживать? — недоумевает директор OZON. — Я боюсь, что многие представители органов власти не доросли до Татарстана. Тот, кто растет, заслуживает того, чтобы его поддерживали.

А вот по прогнозам владелицы не менее крупного маркетплейса Wildberries , 2024 год может стать трудным. В первую очередь потому, что это високосный год, то ли в шутку, то ли всерьез заявила бизнесвумен.

— Следующий год будет очень тяжелым. Именно в смысле обустройства e-com. Одна из проблем — это социальная ответственность перед обществом и государством. У нас огромное количество трудоустроенных граждан. Мы видим и ощущаем, что растет число предпринимателей, объемы продаж и так далее, но все еще есть острые моменты в социальном плане, — сказала Бакальчук.

-2

В следующем году Wildberries организует большое количество социальных мероприятий в городах и регионах, где он присутствует. Это будут как спортивные, так и экологические мероприятия.

От ожиданий дискуссия перешла к трендам. В последнее время на торговых онлайн-площадках появляется все больше новых сервисов, с помощью которых можно предлагать интересные услуги покупателям и продавцам. Эти сервисы образуют специальную финансовую систему, которая называется финтехом. Если говорить проще, то это карты, подписки, рассрочки, премиум-подписки и так далее.

Первым, кто внедрил финтех, стал Ozon. Площадка выпустила свою банковскую карту, с которой можно приобретать товары дешевле. Следом к финтеху потянулись и другие компании. Теперь почти на любом маркетплейсе можно оформить рассрочку, банковскую карту или получить премиум-подписку.

— Еще пять лет назад оплата карточками в интернете не внушала доверия. Сегодня мы научили наших клиентов доверять нам, — подчеркнул вице-президент по связям с органами госвласти AliExpress Россия.

1/0

Отсюда вытекает следующий тренд — расширение услуг. Следом спикеры называли клиентоориентированность.

К этому списку генеральный директор KazanExpress (Магнит Маркет) добавил рост числа местных селлеров.

В завершение представители крупных торговых онлайн-площадок дали советы начинающим селлерам.

— Ищите ниши, где еще не занято, — озвучила за всех главное наставление самая богатая женщина России.

По словам Бакальчук, сегодня на рынке мало хорошей одежды для детей. Похожая тенденция наблюдается и во взрослом сегменте. После ухода западных брендов так называемую модную одежду найти стало труднее.

— У меня сыновьям по два года, и я не могу найти для них одежду, которую я бы хотела купить. Почему-то у нас такая тенденция: чем старше возраст, тем сложнее найти что-то хорошее. То есть здесь просто поле непаханое, — рассказала владелица Wildberries.

— Найти себе нишу действительно сейчас просто, — поддержал коллегу директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекс . — Хочу привести пример из другого сегмента. Оказалось, что у нас проблемы со средствами личной гигиены. Мы с женой ходили по косметическому магазину, она мне каждое мыло давала нюхать и спрашивала, буду ли я им мыть руки. То есть людям важно не только, чтобы мыло мылилось, но и чтобы вкусно пахло, красиво выглядело.

-3

По словам представителя Яндекса, товары личной гигиены находятся на втором месте товаров, которыми люди интересуются на маркетплейсах. На третьем месте находятся хозяйственные товары. Им Русаков пророчит развитие на торговых онлайн-площадках.