Старое классическое название такой разновидности головокружения многим не нравится, потому что сам термин "психогенное головокружение" мало что отражает. Ведь он не говорит о механизмах формирования, особенностях протекания заболевания, вообще информативность его низкая. Да ещё и звучит немного обидно. Человеку скажешь, что у него психогенное головокружение, не только обидеться да ещё и в ответ что-нибудь сказать может.
Видимо, примерно так подумали учёные и решили, что пора переименовать некорректное психогенное в вполне толерантное персистирующее постуральное перцептивное головокружение. К тому же, здесь уже и больше смысла заложено. Что оно означает?
Первое. Персистирующее. Означает, что жалоба носит постоянный характера, а не как в случае с ДППГ (о ДППГ можно почитать ЗДЕСЬ) имеет приступообразный характер. Конечно, постоянность- черта не стопроцентная и не бывает так, что беспокоит совершенно без пауз и остановок. Бывают дни, когда жалоба становится едва заметной, а бывает, что буквально мучает круглые сутки.
Но стоит подчеркнуть, что характеристика постоянности является весьма субъективной. Ведь каждый из нас может про себя высказать определенное утверждение о той или иной неотъемлимой части своей личности, но и оно не будет характеризоваться тотальной устойчивостью. Например, что кто-то из нас добрый, худой, весёлый, быстрый. Какой угодно. Но человек же не может быть всегда таким, каким он себя называет. И веселиться не получится всегда, да и доброта порой быстро улетучивается. Особенно, если скажут, что у вас не обычное и привычное вегето-сосудистое или вертеброгенное, а психогенное головокружение. Такое человек воспринимает в штыки.
Второе. Постуральное. То есть, то, что связано с положением или позой. Часто подобное головокружение возникает стоя. Или преимущественно усиливается в определенном положении. Хотя бывает и сидя. Например, работает человек за компьютером и вдруг обращает внимание, что картинка перед глазами как будто начала плыть. Или возникает ощущение смещения тела или головы. Получается, что с позой всё неоднозначно- и лёжа, и стоя, и сидя бывает; может возникать, а может и самостоятельно в том же положении проходить.
В общем, по параметру постуральности складывается некоторая неразбериха. Можно и так и эдак его интерпретировать.
Особенно интерпретация затруднена, когда человек вовлечен в данную ситуацию- то есть трудно абстрагироваться и посмотреть на происходящее со стороны. Когда у пациента возникает такое головокружение, вся стрессоустойчивость улетучивается. Возникает страх, тревога, желание выявить корни заболевания любой ценой. И это, порой, становится вторичной причиной жалоб- об этом будет дальше.
Третье. Перцептивное. На мой взгляд, это самое интересное и показательное. Термин обозначает связь с восприятием, с работой той части нервной системы, которая отвечает за чувствительность. Перцепцией или восприятием ощущений от тела мозг занимается постоянно. Любое движение мышц, изменение артериального давления, отклонение биохимических показателей и так далее. Всё это фиксируется и анализируется. То же самое касается информации, затрагивающей вестибулярный анализатор. То есть, нервная система беспрестанно пребывает в состояния диагностики всех систем организма. Сбой работы происходит в том случае, если центральный анализатор придает избыточное значение рецепции от той или иной структуры. Нормальная работа органа может восприниматься, как признак неполадки.
Самое точное выражение- у страха глаза велики. Только страх не осознанный, а проистекающий из глубоких слоев нервной системы- затрагивает витальные (как будто угрожающие жизни) обстоятельства. Мозг сканирует внутреннее пространство организма и находит подозрительные стимулы. По этому же принципу формируется кардионевроз или, так называемый, globus hystericus(фарингоневроз)- ком в горле, буквально сводящий с ума от постоянного ощущения давления, щемления, наличия инородного тела. Это отдельная история, отдельная категория жалоб. Как-нибудь об этом нужно будет написать. Сейчас речь о вестибулярной системе. По аналогии с кардионеврозом и фарингоневрозом его можно назвать вестибулярным неврозом. Навязчивое труднопреодолимое дискомфортное ощущение в сфере равновесия и поддержании позы.
Таким образом, ПППГ можно описать как длительно сохраняющееся ощущение покачивания или несбалансированности вестибулярного аппарата, возникающее в определенном положении или ситуации при гипервосприимчивости нервной системы к физиологическим стимулам.
Но не все так просто, как звучит в определении и как это объясняется учеными.
Если рассмотреть другие виды головокружения, то определенные перекликающиеся черты имеются и с ними. ДППГ тоже проявляется в определенном положении, а вестибулярная мигрень вообще может имитировать почти всё, что угодно. И другие виды головокружения (будь то болезнь Меньера, вестибулярный нейронит или вестибулярная пароксизмия) также являются проявлением повышенной активности вестибулярных центров (но не физиологических!).
Считается, что ПППГ чаще развивается у лиц, склонных к тревоге и невротическим реакциям, повышенной эмоциональностью и наличием депрессивного фона.
В то же время для многих пациентов выглядит удивительным, что выраженность жалоб зачастую не коррелирует с интенсивностью проблем эмоциональной сферы. Пациенты резонно заявляют, что и тревоги особенной нет, и депрессией не страдают. На основании чего врач утверждает, что головокружение порождение психической активности вообще непонятно.
Если столько много несостыковок, неточностей и разночтений, то как можно однозначно утверждать, что человек страдает от ПППГ, а не от чего-то другого? Пожалуй, это ключевой момент в принятии пациентом своего диагноза- НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
Как писал ранее, правильное желание разобраться в проблему играет злую шутку с человеком. Это желание на столько сильное, что пациент ходит кругами вокруг да около, не замечая, а точнее, подсознательно не желая обращать внимание на первопричину. Проходит все возможные обследования- МРТ, УЗИ, КТ, анализы всех видов. Они или ничего не показывают, или их результаты совершенно сбивают с толку, что только подкидывает топливо в топку смятения. Тогда идёт на второй круг в исследованиях, а потом и на третий, и на четвертый. Но результат остаётся все равно таким же. Желание во чтобы то ни было разобраться в ситуации и неверие в возможность наличия психологической первопричины жалоб, заставляют искать, искать и искать. Но ответ лежит совершенно в другой плоскости. Бывает так, что находится какой-то "чудо-врач" или целитель, или шарлатан просто, который говорит: "Сейчас мы вас вылечим, у вас тут сосуд пережат или мышца спазмирована, она давит на нерв, а это является причиной головокружения".
"Что ж,- говорит человек сам себе,- вроде бы, все логично, попробую я полечиться по методу такого вот специалиста".
И самое интересное, что лечение, как правило, помогает. Но ненадолго- ровно до тех пор пока эффект плацебо сохраняется. А как только улетучивается, то либо на повторный курс идёт с менее выраженным эффектом либо ищет другие способы избавления от жалоб. Бывают и более экзотические варианты: паразиты, от которых нужно чистить организм; или всему виной шлаки, забившие органы, и кровь от этого плохо циркулирует. Встречаются совершенно немыслимые объяснения, но люди все равно в них верят более охотно, чем в то, что их обманывает собственная нервная система. Даже и не обман это, а несбалансированная работа- неправильная вестибулярная интерпретация. Становится она, во многом, таковой от страха, который искажает восприятие ситуации.
Подолгу приходится объяснять пациентам, что их страх нерационален и дезадаптивен- пользы он не несет совершенно никакой. А вот отравлять жизнь может очень значимо.
Общаешься с человеком, видя, что речь про безусловное ПППГ, рассказываешь всё, раскладывая по полочкам. И проникается человек пониманием того, что это не сосуд виноват, и не нерв пережат, а проблема в психологическом русле лежит. Кивает в знак одобрения и говорит: "Да, если честно, то я всегда догадывался, что причина в этом , но не мог с таким вариантом согласиться, уж более он странный". А потом ещё добавляет: " Ну а сосуды мне как обследовать? Вдруг дело всё-таки в них".
И понимаешь, что страх даже и близко не исчез, что перед тобой всё тот же пациент, который выйдя из кабинета забудет большую часть сказанного и пойдет на очередной круг обследования и псевдолечения. Видите, как тревога держит? Не даёт прочим вариантам никакого шанса на реализацию. Так устроен мозг, так работает нашу психика. Нужно выявить, нужно исключить всё, что может угрожать жизни и здоровью. Даже если этой причины в осязаемой плоскости нет.
Часто приходят пациенты, которым ПППГ ставил несколько лет назад, но тогда они отказались от лечения, заявив, что будут искать причину дальше. А вот сейчас, созрев, всё-таки соглашаются. Становится даже обидно, когда получают результат уже через 2-3 недели (это очень быстро по меркам лечения ПППГ, чаще период до улучшения растягивается на нескольких месяцев). Рассказывают об обиде на самих себя, что столько лет не верили в возможность простого лечения.
В то же время, как всегда в своих статьях, я предостерегаю от самостоятельной диагностики и лечения.
Не может человек, который склонен к развития персистируюшего постурального перцептивного головокружения, оставаться объективным, когда жалобы проявились у него самого. Существует вероятность как гипердиагностики ПППГ, так и игнорирования других вариантов причин головокружения.
Недавно приходила пациентка, которая сама себе поставили персистирующее постуральное перцептивное головокружение. Чему, кстати говоря, была весьма рада. Прочитала в интернете, всё выяснила и сама себе поставила диагноз. Пришлось ее разочаровать- именно этим видом головокружения, что называется, и не пахло. Даже отдаленно симптоматика не соответствовала ПППГ. Если говорить о процентном соотношении вероятных диагнозов (даже при первичном осмотре), то персистирующее постуральное перцептивное головокружение-1%, а перенесенный вестибулярный нейронит- 99%. Но она такой вариант вообще не рассматривала.
Поэтому я бы советовал возможность качественной самодиагностики практически исключить: и знаний может не хватить, и, что тоже очень важно, объективности. Не может человек оставаться безучастным к своим сильным переживаниям, к выраженным ощущениям в теле.
Что в таком случае делать?
Хорошо, если вы живёте в крупном городе, где выбор специалистов обширен. Хотя по комментариям подписчиков видим, что это тоже далеко не гарантия успеха- и из Москвы, и из Питера такое пишут, что диву даёшься. Ну а как быть тем, кто живёт в глубинке? Ответ будет неизменным - искать.
Никак иначе, кроме как грамотной консультацией, подобные вопросы не решаются. Заподозрить, предположить можно, конечно, и самим, но вот окончательный вывод лучше всё-таки делать в союзе с врачом.
Ищите хорошего невролога, отоневролога, терапевта. Того, кто разбирается в проблемах головокружения.
Согласен, что сложно, но вполне достижимо. Во всяком случае, проще и целесообразнее, чем год от года делать одни и тех же МРТ и УЗИ с примерно предсказуемым стандартным результатом. Или капать и колоть разные фармакологические составы почти наугад.
Но вернёмся к определению ПППГ (персистирующее постуральное перцептивное головокружение ).
Получается, что если разбираться в терминологии, то ни психогенное головокружение, ни персистирующее постуральное перцептивное в полной мере не могут отразить суть происходящего. Мне больше импонирует термин фобическое головокружение. Хотя и он не лишен недостатков.
С другой стороны, как проблему ни назови, все равно решать ее одинаково. Лечится такое состояние давно и вполне успешно. Хороший результат дает не только прием антидепрессантов, но и психотерапия, которая осуществляется разными методами (когнитивно- поведенческая, гипнотерапия и другие виды).
Что касается антидепрессантов, то наилучшие эффекты демонстрируют препараты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и норадреналина (СИОЗСН).
В случаях, когда проблема еще не укоренилась в личности пациента, не стала его неотъемлемой чертой, то эффект ожидаем и от короткого курса анксиолитиков (противотревожных препаратов).
Если вижу, что на приеме человек с ДППГ, но склонный к тревожным, невротическим реакциям, то часто беседую насчет назначения анксиолитиков. В этом вопросе стремлюсь к более подробному разъяснению сути происходящего, обоснованному приему препаратов, чтобы человек знал, что и зачем принимает. Нужно четкое обоснование и комплаенс.
Усложняется лечение, порой, тем обстоятельством, что не каждый антидепрессант подходит. Как и не все обезболивающие хорошо купируют болевой синдром, так и не все антидепрессанты одинаково эффективны. Иногда вызывают сонливость или апатичность, а иногда избыточно стимулируют и увеличивают чувство тревоги. Существует множество нюансов.
Это еще причина, почему я призываю не заниматься самолечением.
Столкнувшись с неэффективностью антидепрессанта или побочным действием, пациенты теряют в них веру и отказываются от дальнейшего приема прочих представителей группы.
Трудно представить, что может сложиться ситуация, в которой пациент не верит в наличие у него ангины, перелома ноги или аппендицита. Да, ситуация такая теоретически сложиться может, но вот, чтобы подобные эпизоды носили массовый характер- нонсенс. Может один или два из ста, не более. Все верят в соматические заболевания, поэтому и появляется желание обосновать любой случай головокружения неполадками в теле.
В случае с ПППГ статистика совершенно противоположная. По пальцам могу сосчитать, кто признал наличие проблемы именно в таком формате- не списывая на зажатые сосуды или проблемы позвоночника. Единичные случаи!Отсюда и нежелание лечиться так, как этого требует ситуация.
Поэтому уверенно можно говорить о том, что только сам пациент стоит между проблемой и успешным лечением. Вот такая удивительная разновидность головокружения. Странная, загадочная, парадоксальная.
Больше статей по тематике головокружения почитать можно в подборке ЗДЕСЬ
Задать вопрос можно в профиле в телеграм @dr_evoroncov
или написав на почту dr.voroncov@mail.ru
Нужно ли делать МРТ головного мозга при головокружении? На что обратить внимание⬇️