Как все знают, сначала придумали ЕГЭ и ОГЭ. Замечательно. ( Если что, это сарказм). Потом чиновники от образования решили, что этого недостаточно и решили заставить выпускников получить допуск до основных экзаменов. " А докажите всем, что вы достойны ГИА ( государственной итоговой аттестации)", - решили чиновники и придумали сочинение в 11 классе и устное собеседование в девятом.
И у всех учителей русского языка и литературы сразу возник вопрос : "А почему, собственно, на наши и так многострадальные плечи легло ярмо этих двух "допусков", которые, по большому счету, оказались формальностью, но занимают много сил и времени на подготовку и проведение. Могли бы и с физкультурников что-нибудь потребовать или с учителей музыки, например. А то хорошо устроились. Почему будущий выпускник должен обязательно хорошо владеть речью? А как же здоровое тело или умение петь, например? Нет уж , если допускать, то по всем предметам...
Ладно, если без сарказма и серьезно, почему я назвала эти промежуточные
экзамены формальностью? Да потому что еще не один выпускник, насколько я знаю, не был не допущен к экзаменам. Все 100 процентов дружно и успешно сочиняют и собеседуют. Если в 11 классе еще есть товарищи, не написавшие сочинение с первого раза ( очень мало таких, кстати), то в девятом классе, когда собеседование проходит в стенах родной школы с родными учителями, не получивших зачет просто не бывает. Учителя тяжело вздыхают, закрывают глаза и ставят заветные 10 баллов. Нет, они, конечно, могли бы оценить и по справедливости, но тогда нужно будет опять собираться, тратить силы и время. Все равно ведь сдадут все, так пусть с первого раза. Все логично.
А потом товарищи, "успешно" прошедшие собеседование, на основных экзаменах под камерами в чужих школах с "неродными" учителями, получают двойки по тому же самому русскому языку, потому что двух слов связать не умеют, ни устно, ни письменно.
Устное собеседование в 9 классе - простейшее испытание. Ученику нужно прочитать текст, пересказать его, составить монолог из 10 предложений на какую-нибудь примитивную тему типа "мероприятие, которое я запомнил" и ответить на вопросы учителя. И некоторые и этого не могут. Какие там 10 баллов из 20 возможных, один балл поставить не за что.
В субботу в нашей школе проводилось пробное устное собеседование. Зачем это было нужно, я не вполне понимаю, просто отняли выходной день у всех филологов и учителей-собеседников. Зато детишек постращали. Завуч сказала относиться максимально объективно, и в результате в моей группе из 12 человек трое не набравших баллов на зачет. Один ученик, конечно, на основном экзамене зачет получит - не хватило 1 балла, а вот два других девятиклассника меня напугали. Если девочка смогла прочитать текст и худо-бедно ответить на вопросы, то юноша... Он не смог ничего, от слова совсем. Текст из 150 слов он читал 6! минут , искажая практически каждое слово до неузнаваемости, пропуская отдельные слова. Если бы передо мной не лежал текст, я бы не поняла , о чем идет речь. Кстати, от точно так же пишет, понять совершенно невозможно. Там речь идет даже не об орфографических ошибках, отдельные слова - просто набор букв.
Я спросила у завуча, есть ли у этого ребенка справка об ОВЗ ( ограниченных возможностях здоровья) Оказалось, что родители "не хотят портить ребенку жизнь". Нет слов, замечательно. А то, что их сын не сдаст ни одного экзамена, их не волнует. Вот честное слово, я бы на реальном собеседовании в феврале поставила бы ему то, что заслужит. Уверена, что и на второй, и на третий раз он тоже не сможет пересдать. Так ведь не дадут, заставят оценить " объективно". А в конце года этот ученик не сдаст ни один экзамен, останется на осень и опять получит двойки, останется на второй год. Кому нужны эти мучения?
Пригласила маму в школу на разговор. Может, она даже не в курсе, что у сына такие проблемы? Хотя это невозможно не заметить. Надеюсь, мама адекватна, и мы с можем что-нибудь придумать: сына все равно выпускать из школы нужно, у нас в стране обязательное девятилетнее образование...