Найти тему
Неальтернативная история

Стремились ли монголы Чингисхана завоевать весь мир?

Сколько же всяких мифов сложено вокруг становления Монгольской империи. Один из самых распространенных – дескать, Чингисхан поставил себе целью завоевать весь мир "от моря и до моря".

Истоки этого мифа лежат, как можно предположить, в книге Василия Яна "К последнему морю". Однако вспомним, что Ян писал свою трилогию в военные и послевоенные годы. Именно поэтому все его произведения буквально пронизаны идеями поднятия духа советского человека, ставили целью показать героизм русского воина, сумевшего остановить даже столь сильного врага, стремившегося к мировому господству.

И вот на этих идеях, словно грибы после дождя, появляются, не побоюсь этого слова, всевозможные "шедевры" исторической безграмотности. Например, статья "Почему монголы Чингисхана стремились захватить весь мир? Вот 4 причины вторжения монголов и падения Руси".

Цитирую.

Северный Китай, объединенный в начале XIII века в могучую и древнюю империю Цзинь, владел титулом повелителя Сибири и Монголии. Императоры чжурчжэни требовали от варваров повиновения и дань, сдерживая их эволюцию Китайской стеной.

Во это поворот. Оказывается, это Китай в начале XIII века был объединен в древнюю империю? Оказывается, это Китай владел Сибирью? Оказывается, Китай строил Великую стену, чтобы сдержать эволюцию варваров? Нет, нет и еще раз нет. Как раз древний Китай как раз в XIII веке пал под натиском так называемых варваров, основавших на его территории Империю Юань. А Великая стена, считается, начала строиться аж с конца I тысячелетия до н.э. вовсе не для сдерживания эволюции варваров монголов, а для сдерживания экспансии других варваров, хунну, на юг.

Ну да ладно.

Когда Чингисхан создал свою Орду объединив все племена монголов, ее мощи некуда было деться. Либо съесть лишних в голодающем Забайкалье, либо сгинуть в тайге Сибири. Либо атаковать империю Цзинь и вассалов, занявших сытые места на китайском юге.

Вот с таким слогом надо писать восторженную историю КПСС, а не историю монголов. Как водится, здесь перепутаны причинно-следственные связи. Оказывается, сперва была создана Великая Орда Чингисхана, а только потом монголы решили, что, чем заниматься каннибализмом в голодающем Забайкалье или бесславно сгинуть в не менее голодающей сибирской тайге, лучше взять и напасть на империю Цзинь с ее вассалами, жирующих на сытом китайском юге? А не с точностью до наоборот ли все произошло? Не в ходе ли войны с Китаем монголы обрели силы, достаточные для дальнейших побед?

Первобытные монголы не умели строить города и мирно жить. Они не хотели работать, получать зарплату и копить все жизнь на квартиру, бегая от коллекторов. Зато монголы любили насилие, хорошо скакали на конях и стреляли из луков.

А вот здесь уже слог пятиклассника. Монголы не хотели работать, но любили насилие и хорошо скакали на лошадях и стреляли из лука. Без комментариев.

После захвата северного Китая Чингисхан не собирался идти дальше. Слишком много земли, рабов и добычи, чтобы переварить. Но хорезмский шах убил монгольских послов… Чингисхану ничего не оставалось, как развернуть орду на восток ради мести… Это закончилось Западным походом Батыя.

Не буду придираться к словам, дескать из Китая Чингисхан повернул свою орду на восток в Хорезм. Хорезм - это на запад, вообще-то. Ну опечатка, с кем не бывает.

Но снова нет! Ради мести Чингисхан прервал войну с Китаем и направил оружие против Хорезма. И здесь снова на лицо передергивание фактов и попытки поставить телегу впереди лошади. Вроде, все и правильно сказано, но опять нарушены причинно-следственные связи. Ну нет нигде в исторической литературе, в том же "Сокровенном сказании монголов", таких заключений, что, используя терминологию автора, не желающие работать варвары, уже не голодающие в Забайкалье, но уже не способные переварить такое количество земель, богатств и рабов, вновь решили начать войну с целью еще больше расширить свои владения, потому что им надо было все больше и больше земель, богатств и рабов.

И вот вишенка на торте.

4 сына Чингисхана - Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, требовали наследства по праву рождения. И папа поделил между ними Монгольскую империю. Джучи получил улус на северо-западе. Чагатай - Среднюю Азию. Толуй Монголию и Забайкалье. А Угэдэй императорский трон. Их сыновья и внуки основали новые династии и улусы, они бросились завоевывать мир с удвоенной силой.

Вот хочется воздержаться от комментариев. Каждая строчка просто пропитана каким-то идеологическим подтекстом, подчеркивающим алчность не только самого Чингисхана, но и его сыновей, требовавших наследства, получив которое, с удвоенной силой бросились завоевывать мир.

Откуда, простите, дровишки будут?

Где в том же "Сокровенном сказании монголов" упоминания о стремлении расширить границы Монгольского государства от моря и до моря? Если уж быть совсем точным, даже само слово "море" упоминается в "Сокровенном сказании" лишь 4 раза. И 3 раза в приводимых словах Чингисхана: "Если б они и в море ушли, обернувшись рыбами, разве ты, Субэдэй, не изловишь их, обернувшись сетью-неводом и ловя их?" Однако речь здесь идет вовсе не о стремлении, стать рыбами, чтобы достичь другого берега моря, чтобы и там продолжить завоевания. Речь идет преследовании меркитов во главе с Тогто (Талталом). О том, чтобы разбить, наказать врага, а вовсе не о стремлении завоевать его земли.

Вот нет в "Сокровенном сказании" ни слова о стремлении Чингисхана и его сыновей завоевать мир. Ни слова! В "Сокровенном сказании" говорится об их борьбе с врагами. Борьбе за собственное выживание, когда в живых остаться должен только один победитель. А уж земли доставались в результате этой войны бонусом. Не завоевать стремились монголы, а победить. А уж завоевания явились следствием победоносной войны за собственное выживание, а не ее целью.

Так что, хочется посоветовать авторам подобных рассмотренному "шедевров" сперва читать первоисточники, а уже потом заявлять, что "Конкуренция [в монгольской среде] за ресурсы рождала новые вторжения, чтобы урвать кусок". Или, что "Монгольские ханы дошли до Последнего моря как завещал Чингисхан, но едва ли страсть к путешествиям стала причиной мирового наступления монголов".

Не надо ставить телегу впереди лошади, а потом, восторженно глядя на результат, убеждать себя и окружающих, что так получилось даже лучше.