Найти тему
Bizmedia.kz

Снижение процентов по вкладам до 10-12% не изменит сберегательное поведение граждан

Казахстанская банковская система заканчивает 2023 год с рекордной суммой прибыли и хорошими показателями роста бизнеса. За 10 месяцев 2023 года банками получена прибыль в 1,8 трлн тенге, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Рентабельность использования активов и рентабельность капитала выросли. Тем не менее главным событием года, похоже, станет упадок кредитования бизнеса, передает Bizmedia.kz.

На встрече с журналистами в Алматы глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов, как банкир и предприниматель поделился, среди других тем, и своим видением денежно-кредитной политики Нацбанка.

Купит ли АО «Банк Фридом Финанс Казахстан» другой банк?

Ответ на этот вопрос Турлов предварил тем, что банк для холдинга, с одной стороны, — сфера прямого профессионального интереса, а с другой стороны, нет пока понятной идеи, что можно было бы предпринять, какая сделка была бы для банка эффективной.

   Фото: Bizmedia.kz
Фото: Bizmedia.kz

«Мы, с одной стороны, очень маленькие, чтобы купить какой-то, более-менее зрелый, бизнес. Банк одиннадцатый, по сути, у нас уже 120,6 млрд тенге капитала, четыре с лишним миллиарда долларов активов и замечательно выстроенные бизнес-процессы, которые позволяют нам сейчас, при наличии ликвидности, наращивать портфель сколь угодно много. Потребность бизнеса в капитале сохраняется, она — невероятная. Кредитов МСБ, ипотечных, если бы были нормальное фондирование и нормальный доступ к ликвидности, банк мог бы выдавать «сильно-сильно больше», — отметил глава холдинга.

Регулятор, по его словам, совершенно справедливо говорит, что ликвидности у банков много, но она крайне неравномерно распределена. И у кого-то — много, у кого-то — немного. Банк Фридом Финанс сейчас выдаёт, точно, сильно меньше, чем мог бы, если бы безлимитные деньги были. А он вынужден сейчас сдерживаться.

С Турловым трудно не согласиться. Иные способы перераспределения денежной массы крайне нужны экономике, иначе деньги не дойдут до подавляющего большинства компаний, несмотря на огромную потребность с их стороны. Так, в США менее 20% экономики финансируется за счет банковского кредитования, остальные 80% — через механизмы фондового рынка.

Конкретному Фридом Финанс банку деньги не помешали бы, но есть одно НО.

«Не очень понятно, чего можно добиться слиянием с институтом, условно, размером с наш, потому что это создаст нам, кажется, огромный операционный кошмар. С точки зрения объединения разнородных систем, для очень высоко автоматизированного банка, как наш, это будет вдвойне кошмар, потому что мы долго будем жить, по сути, с двумя банками, вообще никак не интегрированными друг с другом, потому что их, возможно, невозможно просто интегрировать друг с другом», — говорит Турлов.

Тяжело и дорого конкурентам банка Фридом Финанс слияния обходились, по его мнению, когда два, примерно одинаковых банка, пытаешься объединить. Можно потом, в итоге, проиграть долю рынка, даже, которая была у тебя ранее. И команды вместо того, чтобы заниматься какими-то продуктами или инновациями, будут заниматься согласованиями и объединениями каких-то IT-систем.

«Меня очень пугает эта перспектива. Я не удивлюсь, если банки из первой десятки будут появляться в рынке (как предложение к покупке – bizmedia.kz), но какой-то серьёзный дискуссии, кажется, пока нет. Если бы было большое желание, можно было бы пойти с кем-то поговорить, но открытых дискуссий и привлекательных для себя предложений, мы просто не видим. А главное, понимаем, что нам надо быть сфокусированными на другом и не факт, что слияние может что-то дать вообще. — В холдинге были разные идеи по поводу покупки. — Jusan Bank сделку сделал (купил АТФБанк в 2021 году — bizmedia.kz), мы ещё присматривались к этому, ко всему. Может, и слава Богу, что мы никакую сделку не сделали, зато органически росли и не спотыкались за всё это время», — заключает Турлов.

Чуть позже, Турлов добавил, что возможна сделка по покупке банка в Таджикистане. — Переводы между странами в Центральной Азии набирают обороты и, начав с платежных транзакций, можно стартовать с полноценным банковским бизнесом в Таджикистане, обосновал он.

Также, банк планирует открыть отделение на МЦПС «Хоргос». Импорт из Китая и число компаний, которые им занимаются, растут, и нужно обслуживать платежи бизнеса, спрос на платежи в Китай становится массовым. На китайском рынке работать нелегко. Есть особенности ведения бизнеса в КНР, бизнес-практики, которае отличается от бизнес-практики, корпоративной культуры Запада и с которой сейчас знакомятся и изучают специалисты Фридом Финанс банк.

Снижение ставок по депозитам не изменило бы цену фондирования

«Я очень рассчитываю, что следующий год будет полноценным годом синхронизации действий правительства и Национального банка, которая как бы с перетягивания каната сместится в сторону некоторого ограниченного фискального импульса, его, на самом деле, сложно сокращать значительно, просто исходя из социальной ситуации такой», — говорит Турлов.

Правительство тратит достаточно много денег, резервов не в силу того, что ему хочется, у нас, правда, такая социальная ситуация — много проблем, которые надо решать сейчас, иначе она взрывается. Как у нас было с ТЭЦ, инфраструктурой, с демографическим взрывом, с дефицитом школ и многим другим: есть проблема, которую надо решить в ближайшие 2 года и, если её не решить, будут, прямо, большие проблемы. Поэтому у правительства есть определённая логика и есть обязательства для того, чтобы прямо сейчас их исполнять.

   Фото: Freedom Finance
Фото: Freedom Finance

У Национального банка должна появиться, считает Турлов, возможность свою денежно-кредитную политику привести к какому-то более нейтральному состоянию, не пытаться делать её жёсткой, сделать её, скорее, более мягкой.

«Инфляционные ожидания, их заякорённость — такая история, которая у меня всегда вызывает лёгкий скептицизм. У нас драйвером скорее девальвационное ожидание является. Насколько адекватно мы оцениваем инфляцию, насколько восприятие инфляции для нас является решением, хоть сколько-нибудь определяющим наше сберегательное поведение — сложный дискуссионный вопрос», — говорит бизнесмен.

На конференции, где выступали главы центральных банков соседних стран, глава Центрального банка Азербайджана рассказал о том, как они подняли базовую ставку с 9% до 9,5%, а инфляция упала с 17% до 3,5%. То есть, так тоже бывает. Это не какая-то замечательная мантра и не значит, что, если бы Азербайджан не поднял ставку до 17% в тот момент, там было бы как в Турции, поэтому терпите, вот вам 17%, иначе будет «полная труба». Но вот нет, бывает по-разному, на самом деле, это сильно зависит от экономики, от внешних условий, много от чего зависит, поясняет Турлов.

«Я уверен, что для нас в следующем году это станет чуть более очевидным и я жду, что если не будет каких-то новых, совсем экстраординарных шоков, то Национальный банк снизит ставку на следующих заседаниях и она придёт к уровню 10-11% к концу года. Мне бы казалось это логичным, учитывая, что инфляция в следующем году будет на уровне 6%», — полагает он.

Драйвер инфляции – продовольствие, сейчас падает в цене, цены в долларах падают, валюта Казахстана укрепляется к валютам торговых партнёров и поэтому сейчас — очень благоприятный внешний фон для того, чтобы уже сейчас это делать, считает Турлов.

Если смотреть на историю, мы от внешних торговых партнеров зависели достаточно сильно, напоминает он. — Поэтому есть надежда, что эта возможность реализуется и позволит правительству сократить свои затраты.

Один из вопросов, которые многие эксперты задавали, — о том, что Казахстан платит сейчас огромные проценты по своему государственному долгу, по внутреннему госдолгу из-за высокой – базовой ставки и возникает даже такой логичный вопрос: «Если у вас такая хорошая фискальная позиция, зачем тогда так дорого платить за свой долг? — Дешевле не дают? — Такое ощущение, что дешевле бы давали, если бы дешевле брали». — То есть, мы завышаем очень сильно стоимость заимствования для всех субъектов, включая правительство, само», — считает Турлов.

Как банкир, он считает, что в Казахстане не изменилась бы существенно стоимость фондирования и сберегательное поведение граждан, если бы по депозитам платили не 15-16%, а 10-12%. Депозиты, с его точки зрения, «всё равно остаются очень привлекательной альтернативой по сравнению со всеми другими инструментами, которые внутри страны сейчас доступны, особенно при ограниченной ставке по долларам».