Найти тему
Вечерняя Казань

Татарстанцы заходят на маркетплейсы, но площадки меняют тренды

О том, как менялась сфера электронной торговли (e-commerce) в республике и какие тренды в индустрии на 2024 год определили руководители крупнейших маркетплейсов России, — в материале «Вечерней Казани».

«Вечерняя Казань»/ Андрей Мартыгин
«Вечерняя Казань»/ Андрей Мартыгин

За три года количество татарстанских селлеров выросло в 174 раза, а общее их число составляет 55 919 человек. Это 12 процентов от всех зарегистрированных в Татарстане юрлиц.

Форум «Мой бизнес. Е-СОМ», посвященный торговле на маркетплейсах, прошел в Казани впервые — и собрал 1189 участников. Помимо топовых спикеров вроде генерального директора Wildberries Татьяны Бакальчук или основателя KazanExpress Линара Хуснуллина перед зрителями выступили представители государственных организаций с лекциями о построении бренда в сфере e-commerce и экспортной торговле через маркетплейсы.

Пожалуйста, приходите

Мероприятие открыл директор Фонда поддержки предпринимательства РТ Айдар Салихов с классической речью о том, как тематический форум поможет представителям электронной коммерции объединиться и найти что-то новое вместе.

Затем в похожем, чисто формальном ключе выступила старший бизнес-тренер центра «Мой бизнес» Эльвира Валиуллова с лекцией о мерах господдержки для предпринимателей. И «формальным» ее выступление выглядело не само по себе, а из-за реакции участников форума: «Да, вы предоставляете микрокредиты для бизнеса под очень низкий процент — но под залог и поручительство».

При этом поручительство, как правило, необходимо получить от Гарантийного фонда РТ, а когда речь идет о получении микрозаймов без залога, этот же гарфонд все равно склоняет предпринимателя к тому, чтобы хоть что-то получить в залог — так, по крайней мере, говорят предприниматели «с полей».

Но спикер пояснила: происходит «так» потому, что деньги федеральные — и кроме микрозаймов есть еще грантовые программы для молодых предпринимателей до 25 лет. Кроме того, без залога можно взять кредит на меньшую сумму, например в миллион рублей.

Вообще классический микрозаем от центра «Мой бизнес» (с залогом и поручительством) может достигать пяти миллионов рублей — при этом ставка составит 5,5% годовых с выплатами до 36 месяцев. А начинающий предприниматель может получить в кредит до двух миллионов под 2% годовых — заявка подается через цифровую платформу «МСП.РФ» либо через сервис «Мои субсидии».

— Государство может и хочет вам помочь, и у вас есть возможность этим воспользоваться, я вас очень прошу, обязательно пользуйтесь (этими услугами. «ВК»), — обратилась к предпринимателям Валиуллова.

По всем вопросам эксперт просила обращаться в Дом предпринимателя на Петербургской, 28.

-2

Куда больше уверенности слышалось в выступлении руководителя Центра поддержки экспорта «Фонда поддержки предпринимательства РТ» Альбины Гергерт. Она рассказала об образовательных программах для селлеров, желающих выйти на экспорт — в Доме предпринимателя, как уверяет спикер, можно получить помощь с определением ниши для торговли за рубежом.

Программа господдержки также подразумевает бесплатное участие продавца в международных выставках, помогающих выйти на сделку. Именно «Фонд поддержки предпринимательства РТ» часто сводит заказчика и поставщика.

Впрочем образовательные программы характерны не только для экспортеров, но и для обычных селлеров — спикер несколько раз упомянул, что в Дом предпринимателя все желающие смогут получить поддержку.

В начале были валенки

Причину столь ярого зазыва бизнесменов в Дом предпринимателя объяснил помощник раиса Татарстана Фарит Абдулганиев. Перед пленарной сессией с vip-спикерами форума, он заявил, что развитие республиканской электронной торговли началось с обращения одного предпринимателя к «тогда еще президенту республики» Рустаму Минниханову. Мужчина рассказал, что продает валенки собственного производства в США, на Мальту и в Эмираты, но выйти на местные маркетплейсы ему оказалось не под силу.

Тогда, как передает Абдулганиев, Минниханов поручил министерствам, ведомствам и банкам эту задачу решить — так появилась программа по развитию интернет-торговли в Татарстане, которую курирует Абдулганиев.

-3

— Она была рассчитана на два года: нам тогда казалось, что за два года мы полностью вопросы решим. Мы еще не понимали масштабность того вопроса. Программа была продолжена правительством, министерствами, муниципалитетами, центром электронной торговли — на протяжении трех лет ведется работа по вовлечению наших предпринимателей в новые каналы сбыта, — подчеркнул Абдулганиев.

Благодаря принятию нацпрограммы «Мой бизнес», товарооборот Татарстана в сфере е-сом вырос до 46 миллиардов рублей, благодаря чему республика стабильно входит в десятку регионов России с самым высоким оборотом в сфере e-com. Собственно благодаря ей количество селлеров и выросло в 174 раза.

Куда бегут маркетплейсы?

В пленарной сессии участвовали генеральный директор компании «Wildberries» Татьяна Бакальчук, управляющий директор Ozon Сергей Беляков, генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин, директор по взаимодействию с органами государственной власти от «Яндекса» Дмитрий Русаков и вице-президент по связям с органами госвласти, «Алиэкспресс Россия» Сергей Лебедев.

В общем, по представителю от каждого маркетплейса. Вести диалог экспертов стал руководитель Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Ключевой вопрос на повестке — тренды 2024 года в сфере онлайн-ритейла.

— Все на самом деле просто, есть логика консенсуса в мире: 50% онлайна через 10-15 лет, насколько я читаю аналитику, — поделился мнением о будущем рынка Линар Хуснуллин.

Среди трендов в индустрии на следующий год спикер назвал тренд на маржевание. По мнению Хуснуллина, маркетплейсы не могут вечно конкурировать и терпеть убытки — рано или поздно площадки придут к повышению комиссии с продаж продавцов и другим комиссиям. В качестве примера эксперт привел Amazon, комиссия площадки на котором составляет порядка 50%.

— Выживут самые эффективные, как было в сфере обычного ритейла лет 15-20 назад. Только тогда было несколько по-другому, тогда выжили несколько сотен игроков — несколько федеральных и региональных. Здесь останутся десятки тысяч игроков, может быть сотни тысяч, но останутся профессионалы, которые считают свою экономику хорошо, снижают свои издержки, отделяются от конкурентов, придумывают ниши, хорошо проводят аналитику, — рассказал Хуснуллин.

-4

Среди трендов он также выделил развитие финтеха, расширение рынка электронной коммерции за счет новых игроков и расширение ниш, как например, продажа стройматериалов на маркетплейсе.

Вице-президент по связям с органами госвласти в «Алиэкспресс Россия» Сергей Лебедев назвал 2024 год «годом ренессанса трансграничной торговли». По его мнению, в России сегодня производится недостаточное количество товаров и поэтому китайский производитель все еще привлекателен для покупателей.

— Это же может быть и точкой роста, потому что понятно, что расширение ассортимента и увеличение количество заказов в каждом ПВЗ приносит прибыль, — заявил Лебедев во время пленарного заседания.

Бакальчук же грядущий год назвала очень тяжелым для сферы электронной коммерции. Одной из проблем компании она назвала социальное напряжение между платформами-исполнителями и жителями городов, в которых они присутствуют. Для ее решения «Wildberries» планирует проводить больше культурных и спортивных мероприятий, в том числе субботники.

А предпринимателям она посоветовала подумать над «экономикой предложения», поскольку рынок все еще не может удовлетворить все запросы потребителя — и об этом Бакальчук рассказала на собственном примере, когда не смогла выбрать подходящую одежду на своей площадке для семилетнего сына.

Автор: Андрей Мартыгин