Найти в Дзене
Бард-Дзен

Сквозь какой-то там тысяча лохматый год… Зимние песни

А ведь действительно, песенка эта приходит к нам из какого-то там тысяча лохматого года. Я довольно поздно познакомился с Олегом Медведевым, где-то в финале 90-х, когда он приехал к нам с концертом, и организаторы этого концерта по знакомству попросили и зал помочь найти, и аппаратуру, и рекламу на радио, и даже гитару. Я тогда мог с этим всем помочь и помог, хотя и имени такого даже не знал. Но это я не знал, а эти мои знакомые как бы организаторы знали, и не просто знали, он для них уже тогда был кумиром. И довольно давно.

На самом концерте спасибо хоть за пультом не пришлось сидеть, так что возможность послушать, что поет этот культовый для моих знакомых персонаж у меня была. Не скажу, что я совершенно проникся к творчеству Олега, но пара-тройка песен запала с первой попытки. И сегодняшняя зимняя тоже. Я специально не полез в источники, чтобы уточнить, когда был написан Корабельный кот, но то, что действительно в тыща каком-то лохматом году – это вне всяких сомнений. И, что забавно, как-то этот самый зимний Корабельный кот всю мою дальнейшую жизнь далеко от меня не отходит.

На самом деле, что тут удивительного, мы же не разочаровываемся с годами и десятилетиями в песнях наших классиков, с чего бы Корабельному коту, которого вовсе не классик, а совсем молодой паренек из Иркутска придумал, стареть! Наши песни вообще живут в разы дольше, чем эстрадные, например. Но тут есть нюанс – довольно долго творчество Медведева воспринималось как не совсем бардовское. Его же и ролевики своим считали, и фанаты фантастики тоже, а вот барды хоть и слушали, но как-то настороженно. Много вы знаете песен ролевиков или участников фандомов, дошедших до нас из тыща какого-то там лохматого года? Да вы их, может, и вовсе не знаете, и знать не хотите, да и сами-то эти тогдашние фанаты не очень такие песни помнят, а вот песни молодого Медведева, даже с флером какой-то странной чуждости живут и поживают, с каждым годом становясь все более нашими. И как у многих авторов, пришедших в нашу песню очень молодыми, ранние песни Олега представляют для почитателей его творчества какую-то совершенно отдельную и непреходящую ценность.

И, кстати, популярность Олега Медведева сначала в узких, но весьма активных кругах, а потом и всебардовская – штука вовсе не удивительная. И дело тут вовсе не в очень своеобразной, но крепкой и образной поэзии, хотя частично и в ней тоже, но только частично. Олег пришел в нашу песню с таким лирическим героем, который казался уникальным, а на самом-то деле был совершенно нашим, привычным и родным. Он, конечно, был колючим как ёж, и обладал чуть вздорным характером, но при этом он же – плоть от плоти герой и Гриновский, и Каверинский и, тем более, Крапивинский. Это, если о литературных истоках говорить, а в песне он – родной, только младший брат героев Ланцберга, Устинова, да и Визбора, если по большому-то счету.

Знаете, вроде бы достаточно для обычного выпуска Зимних песен одной, тем паче, весьма романтической вещи, но вот пока писал до этого места этот текст, прямо зубной болью подступила еще одна Медведевская зимняя песня, которая это вот неочевидное на первый взгляд, но настоящее кровное родство иллюстрирует в разы точнее. И героя его лирического характеризует тоже в разы точнее. И его самого, и его показную грубость и колючесть. Песня эта называется Идиотский марш.

Да, более грубый герой, не выбирающий слов, даже не рассуждающий, попав в ситуацию пусть и метафорической, но войны, но такой герой, который не отступает, не ломается, да еще и наделен какой-то и ответственностью невероятной, и совершенно русской безбашенностью. Конечно брат! Но, как и полагается младшему, еще не причесанный, бунтующий постоянно, и нарывающийся легко хоть на скандал, хоть на реальную драку.

Вообще герой Медведева всегда живет на пределе, и это в нем подкупает невероятно. Я другие песни у Олега люблю, хотя и Кота, и Идиотский марш очень ценю, но и в самых любимых мною его песнях герои тоже всегда на пределе. Они, может, чуть взрослее, и менее эпатажны, но в главном они остаются максималистами, категорически не желающими никакого покоя, и в друзья выбирающие таких же или вовсе никого.

Собственно, Корабельный кот ничем особо не отличается. Иной раз даже кажется, что подарите этому коту лето, выгоните с охраняемого им корабля зловредных крыс и почешите кота за ухом, кот расстроится. Нет, не то слово, кот бросится, наверное, на того, кто посмел лишить его кошачьих его трудностей, кошачьей его борьбы, кошачьей его безумной самоотверженности. Тем паче, что он же у Медведева и не совсем кот, он в толпе идет человеком, и о том, что он Корабельный кот, здесь никто не знает, никто.