Самым дорогим активом гражданина, как правило, является недвижимость. И если ты кому-то крупно задолжал, будь готов яростно сражаться за свои квадратные метры. Судебная практика последних лет показывает: даже единственное жильё может оказаться под ударом. Риски потерять многое возрастают, если кто-то из кредиторов проявит нешуточное рвение вернуть свои деньги.
История, которую мы вам расскажем, вовсе не про очередного нищего россиянина, погрязшего в кредитах и перебивающегося с хлеба на воду.
Сегодня вас ждёт нечто особенное. Человеку удалось за чужой счёт погасить ипотеку, пройти банкротство с полным освобождением от долгов в финале и сохранить при этом дом с участком. Кстати, должником он стал не по своей воле и в силу непредвиденных обстоятельств.
Ну, что, погнали?
Жил себе - не тужил калужанин Михаил. И решил он как-то продать свой дом с участком. Обыкновенно так, по объявлению. Покупатель нашёлся сразу – некая Ольга. И так ей дом приглянулся, что даже обременение в виде ипотеки на этом объекте недвижимости покупательницу не отпугнуло.
Всей суммы на приобретение дома у Ольги на руках не было, но продавец пошёл на уступки: они подписали предварительный договор, согласно которому дама вносила аванс в размере 2 100 000 рублей, а остальные деньги (3 000 000 рублей) планировала отдать Михаилу через месяц (хотела взять кредит в банке).
Кроме того, покупатель и продавец недвижки в соглашении зафиксировали, что предоплату в размере 2 100 000 рублей Михаил потратит на погашение ипотеки (оставалось внести в банк 1 800 000 рублей), а также обязуется внести запись о снятии залога в Росреестре и всей семьёй выписаться – освободить жилое помещение.
Мужчина, кстати, все договорённости выполнил: ипотеку закрыл, обеспечил снятие с регистрации лиц, проживающих в доме.
А вот Ольга вносить вторую часть денег по договору не торопилась. Дважды просила продавца продлить договор и «потерпеть», потому что в выдаче кредитов банки ей отказывали. Потом и вовсе заявила, что «передумала», отказалась от сделки и потребовала вернуть ей аванс. У Михаила, разумеется, этих 2-х миллионов уже не было, поскольку средства были израсходованы.
Ольга подала исковое заявление в суд на «неосновательное обогащение» и выиграла. Получалось, что Михаил «попал» не только на 2 100 000 рублей, но и плюс проценты, неустойки на 600 000 рублей.
Приставы арестовали счета, провели ревизию у должника и даже продали кое-что из домашней утвари (телевизор, кофе-машину, видеоплеер). Михаил был вынужден открыть ИП и таксовать на стареньком авто, чтобы как-то и семью содержать, и выпутываться из этой финансовой ситуации. Обидно, досадно. Вся канитель длилась около 2-х лет, пока не пришло осознание: такой крупный долг при маленькой зарплате погасить нереально, проще обанкротиться.
Заявление о несостоятельности было подано в феврале 2018 года. Но победы пришлось дожидаться более 3-х лет.
Поначалу Арбитражный суд Калужской области принял решение не в пользу должника, счёл его недобросовестным и не достойным полного освобождения от финансовых обязательств. Судья подошла к делу формально – не учла всех важных обстоятельств. Фемида первой инстанции поддержала позицию кредитора-Ольги: Михаил такой-сякой, 2 года злостно уклонялся от исполнения решения суда, деньги не хотел возвращать и «использовал» покупательницу в корыстных целях (закрыл чужими средствами ипотеку).
Однако с этими доводами в Апелляции не согласились. И впоследствии уже Верховный Суд, как и апелляционный, отменил решение суда 1-й инстанции о несписании долгов Михаилу и аргументировал это так:
- суд общей юрисдикции, как и арбитражный, на самом деле не установили никаких противоправных действий должника при возникновении обязательств перед Ольгой; наоборот, «неосновательное обогащение» на сумму в 2,1 млн. рублей стало результатом поведения самого кредитора;
- Михаил не уклонялся от погашения задолженности: взаимодействовал с приставами, продавал имущество, у него удерживали часть официального дохода по исполнительному производству; также в процедуре банкротства в конкурсную массу ушёл автомобиль должника и часть заработной платы;
- На момент заключения предварительного договора купли-продажи дома (в 2015 году) его рыночная цена составляла 5 100 000 рублей. В период процедуры банкротства (с 2018 по 2021 г.г.) этот недвижимый объект был для семьи должника единственным пригодным для жизни. И совершенно не представлялось возможным продать его, расплатиться с кредиторами и одновременно предоставить несостоятельному гражданину равноценную замену – выручки бы попросту не хватило. А в худшее имущественное положение семью должника ставить нельзя – это нарушение конституционных и гражданских прав!
- И вообще мадам-кредитор обнаглела: мало того, что сама заварила эту кашу, так ещё и отчёт финансового управляющего, как выяснилось, по Делу её полностью устроил: письменно согласилась с тем, что арбитражник не выявил никаких злоупотреблений со стороны должника.
Данный банкротный процесс (А23-734/2018) служит очередным подтверждением того, что справедливость в судах всё-таки существует. Нужно идти до конца и не опускать руки на полпути.
За Михаила можно искренне порадоваться: быстро избавился от ипотеки, стал полноправным владельцем дома с участком, списал все долги (кстати, кроме задолженности перед Ольгой у него была всего одна кредитка на 151 000 рублей), и живёт - в ус не дует.
А вот Ольге не позавидуешь: хотела «кинуть и соскочить», а в итоге сама осталась «в минусе».
А что вы думаете об этой истории? Считаете ли решение Верховного Суда справедливым? Поделитесь в комментариях!
Подписывайтесь на канал. Ставьте Лайк!
Профессиональная команда "Реального Банкротства" всегда готова проконсультировать на предмет того, подходит ли вам процедура банкротства или есть иные способы решения финансовых вопросов. Честно обозначим все риски.
Звоните, пишите:
Тел. / WhatsApp: +7(977) 817-64-59, +7(993) 276-18-94
Супер-штаб ЮК «Реальное Банкротство» находится по адресу:
г. Москва, пр-т Вернадского, д.39, офис 627А
E-mail: rbankrotstvo@bk.ru