Привет, киноманы!
Продолжаю отсматривать фильмы режиссера и погружаюсь в самую классику его фильмографии. Думаю, тут похвастаться просмотренным смогут только преданные фанаты мастера. Сверяйтесь, что смотрели из новой десятки!?
1.«Спящий» (1973), США
Моя оценка на КП 6/10
Рейтинг КП 6.9/IMDb 7.1
Вторая работа (после короткометражки «Люди в кризисе: История Харви Уоллингера) с музой Вуди Дайан Китон, в которой сам режиссёр играет человека из прошлого в мире будущего. Проснувшись после 200-летней заморозки, недотепа оказывается в мире, где правит диктатор, за неугодными приходят полицейские отряды, у каждого - свой порядковый номер, а между людьми не существует отношений, любви и чувств, потому что все живое заменено на искусственное и роботизированное. Он влюбляется в ту самую красотку музу!
Возможно, графика и визуальное исполнение покажутся устаревшими, но поднятые темы и острые шутки актуальны как никогда. Стиль выдержан в духе сай-фай фильмов. Аллен, как всегда, шутит с серьезным лицом на грани фола о сексе, политике, мироустройстве, национальностях и прочих темах, над которыми он сам уже давно не шутит. Но тонко и интеллектуально, когда смеяться в голос не получится, чтобы никого не обидеть. Безусловно одна из важнейших тем - отсутствие собственного мышления, возможности думать и делать выводы, что Аллен наглядно показывает на примере людей из будущего. Жаль, что он не делает таких пророческих картин сейчас. Это было бы очень смело!
- «У вас есть твердые политические убеждения? Да, однажды я умышленно некоторое время не ел виноград».
- «Эх, вы, дешевые японские бракоделы!»
- «С какой кстати люди лезут в оппозицию? В конце концов, есть оргазм-капсула!»
- «Я-отличный парень: не пью, не курю и хорош в постели»
- «Я-известная поэтесса. Я пишу по 30 стихов в неделю!»
- «Официальный коммунизм не убийца!»
- «У вас преподают технику секса? Нужно это знать! Вдруг приборы сломаются!»
- «Черт знает, что творится! Свободно гуляют идиоты, фашисты, коммунисты».
2.«Проклятие нефритового скорпиона» (2001), США
Моя оценка на КП 6.5/10
Рейтинг КП 7.2/IMDb 6.7
На 36 фильме Аллена я словила дежавю, даже не из-за его участия в роли тараторящего худощавого страхового агента в шляпе, очках, плаще и большеватом костюме. А появления Хелен Хант, нарушающей правила работы мужчин нововведениями, как в «Чего хотят женщины».
Шарлиз Терон в образе яркой, сексапильной блондинки из мира богатых и знаменитых с сигаретой и бокалом в руках. Привет, «Знаменитость»! Не говоря уже о сюжете: маги, фокусники, гипнотезеры, показывающие чудеса на пальцах, тайну будущего в стеклянном шаре, а смысл жизни - на картах.
Легкая, ироничная мелодрама над строгим, опасным миром мужчин, авантюрами и женщинами, которые играют в судьбах сильного пола не последнюю роль. Детектив приправлен остротами над Вуди: столько прозвищ в его адрес вы нигде не услышите. И удивительная развязка для героя - успешная любовная линия и раскрытие громкого преступления одновременно. Представить такое комбо для героя, которому не везет по жизни, невозможно.
3.«Голливудский финал» (2002), США
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 6.9/IMDb 6.5
Кошмарный сон режиссера - получить Оскар и скатиться до съемок дешевой рекламы. Нет! Самый страшный сон - это стать режиссером новой картины с большим потенциалом и… ослепнуть! Не видеть ничего: как работают на площадке актеры, как ставят свет осветители, как работают над декорациями, что наснимал оператор. Конец карьере, если кто-то прознает. Приходится вертеться! Но Аллен так легко и непринужденно снимает эту маленькую для режиссера трагедию, что счастливый финал неизбежен. Ведь все любят хэппи-энды, и Голливуд в том числе.
Не обойдется история без главной для героя любви и мимолетной интрижки; без противостояния центровой фигуры уверенному в себе сопернику; без палок в колес, сомнений и терзаний; резких падений и неожиданных прозрений в прямом и переносном смысле.
Во время просмотра мучилась мыслью: а не позаимствовала ли отчасти новая итальянская «Магия кино» Нанни Моретти отдельные сюжетные идеи у магии голливудского маэстро?
4.«Интерьеры» (1978), США
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.3
Драма, снятая как дань уважения творчеству любимого режиссера Аллена Ингмару Бергману, - это маленькие трагедии взрослых членов одной семьи. Они живут в идеально обставленных, меблированных интерьерах в приглушенных тонах, где все можно заменить по частям с минимальными потерями для бюджета и не утратить безукоризненности и продуманности дизайна. Но, вынув один пазл из самой семьи, жизнь героев начинает рушиться и бесповоротно меняться. В тихой семейной гавани, где каждый занят своими проблемами, вдруг назревает настоящий шторм, накрывающий персонажей потрясениями, будто волнами. Кому-то придется задвинуть личные амбиции словно закрыть глаза на разбившуюся вазу. Или объединиться, признав возможную неидеальность и ненужность в данный момент этих чертовых интерьеров вокруг, чтобы в доме снова наступило затишье.
Необычно смотреть фильм без типичных для Аллена саркастичных замечаний, ироничных шуточек и высмеивания самого себя. Но фильм дает понять, как часто мы зациклены на внешней атрибутике, но забываем о внутреннем, более важном.
5.«Звездные воспоминания» (1980), США
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП/IMDb 7.2
Удивительный оммаж картине Федерико Феллини «8 с половиной»: черно-белая стилистика; режиссёр в главной роли, которого преследуют журналисты, почитатели таланта и ненавистники творчества, ротозеи, советчики, глазеющая публика, безжалостные критики; съемки на побережье; триумфальные массовые шествия и даже космический корабль. И, конечно же, сомнения и муки творчества терзают творца весь фильм. А вокруг него вьются и слетаются будто на мед прекрасные женщины. Аллен далеко не Мастрояни, тем не менее, не уступает в любвеобильности и соблазнении самых обаятельных и привлекательных.
Нужно отметить, что Вуди в лице своего героя отвечает всем критикам, журналистам и писателям, которые не оценили в должной мере его драму «Интерьеры». Его презрение, недоумение, недовольство и непримиримость с чужим мнением сквозит в каждой фразе, в каждом ответе на интервью, в каждом критическом замечании. Персонаж Вуди не стесняется в высмеивании, колкостях и сарказме, что он умеет делать великолепно! И имеет на это право.
6.«Кое-что еще» (2003), США
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП 6.8/IMDb 6.3
Герой Вуди Аллена будучи наставником молодого писателя, объясняет и показывает ему и зрителю вещи, на которые можно указывать только со стороны. Карьера и работа с продюсером, который только зарабатывает на твоем таланте, но не делает ничего полезного для продвижения и роста. Хранение оружия и приспособлений для самозащиты, когда ты-самый мирный житель города. Отношения с девушкой, какими бы они ни были для молодого парня, но именно наставника когда-то разочаровал неудачный опыт. Общение с ее мамой, неожиданно переехавшей в твой дом и оккупировавшей своими вещами и присутствием некогда твою территорию и личное пространство. Много других сторон жизни, в которых ты вправе самостоятельно принимать решения, ошибаться, меняться, передумывать и начинать заново, снова пробовать. Ведь ружье обязательно выстрелит, девушка изменит, продюсер взбесится и будет категорически с тобой не согласен, у наставника появятся собственные планы на жизнь, в конце концов. А ты, разочарованный и отчаявшийся, расстроенный и обескураженный, наконец, поймешь, что в жизни есть кое-что еще помимо того, на чем ты сейчас сконцентрирован, и то, что кажется самым важным в твоей жизни.
Вуди через вечно ворчащего героя произносит риторические фразы: «Даже сломанные часы два раза в день показывают точное время». «Ты предпочел психоанализ реальной жизни?» «Даже если на сцену Карнеги Холл выйдет человек и наплюет на пол, найдется другой человек, который назовет это искусством» и много других.
Кино на острые темы с присущими режиссеру насмешливыми замечаниями над вопросами, которые страшно сейчас даже упоминать, умудряется быть романтичным, ироничным, жизненным и актуальным до сих пор.
7.«Жасмин» (2013), США
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП 7.1/IMDb 7.3
Оскароносная роль непревзойденной Кейт Бланшетт. Некогда светская дива Жасмин теряет все в одночасье: от дорогих нарядов и больших денег до мужа-махинатора и высшего общества. Тотальное одиночество, неприятие новой провинциальной жизни, кардинально противоположные взгляды на жизнь сестры и ее дружков, нереализованность сводят героиню с ума. Чуть ли не лучшая роль актрисы, отмеченная в придачу Золотым глобусом и премией BAFTA, удивляет многогранностью таланта Бланшетт. Она здесь выдает такую палитру эмоций, что еще долго обдумываешь характер героини, ее судьбу, поступки и финал истории.
Фильм точно из золотой эры режиссера, когда экран так и светился от золотых оттенков и теплых тонов. Герои буквально купаются в солнечных лучах. Но это первый фильм Вуди, от которого не получаешь настроения язвительной иронии или поучительного сарказма, а остаешься в состоянии разочарования и маленькой трагедии одного человека.
8.«Энни Холл» (1977), США
Моя оценка на КП/ рейтинг IMDb 8/10
Рейтинг КП 7.8
5 номинаций на Оскар и столько же на Золотой глобус. Да, безусловно Дайан Китон заслуживает полученные награды в категории Лучшая женская роль. Она очаровательна, обворожительна, молода и прекрасна, талантлива и искрометна. Одним словом - муза и звезда.
Но вот как киноакадемики могли прокатить Вуди с наградой за Лучшую мужскую роль?! Оправдание им только - вручение Лучшего режиссера. Ведь это - потрясающая актерская работа с привычными нам перфомансами Аллена перед камерой, рассказами анекдотов и тонкими ремарками в диалогах, которыми он как обычно с полной уверенностью в своей правоте высмеивает наболевшее: секс, смерть, неудачные отношения, слишком заумные речи других, чужое самомнение и тд.
Потрясающее чувство - находить отсылки в фильмах мастера к его любимому Бергману, фильмам Феллини или прислушиваться к упоминаниям Сэмюэля Беккета в очереди перед кинозалом. Еще интереснее, когда перекликаются сюжеты его ранних работ с поздними. Например, здесь появляется парк аттракционов в Кони-Айленде, который позже будет местом основных событий в картине «Колесо чудес».
И по традиции несколько ироничных фраз, по которым можно узнать почерк автора:
- «Забавно быть ходячим трафаретом»;
- «Меня не взяли в армию и я стал комиком!»
- «Я слышал, он шепотом сказал: «еврей».
9.«Любовь и смерть» (1975), Франция
Моя оценка на КП 9/10
Рейтинг КП 8.0/IMDb 7.7
Сатира в чистом виде с серьезным лицом Дайан Китон и привычными едкими высказываниями Вуди Аллена, к которым невозможно привыкнуть, так как раньше он ходил по лезвию ножа и тонкому льду, выдавал иронию на грани фола и ставил на карту все, над чем другие боятся даже улыбаться. Не знаю, что беспокоит режиссера больше, чем темы секса, Бога и евреев?! Разве что смерть и жизнь после!
В этом фильме искусно контрастируют крестьянство и дворянство, славянофилы и западники, русские и европейцы, трусы и смельчаки. Вуди выдает огромную порцию клюквы о русских: от имен, блюд, бород и балалаек до графов и графинь, театров и пышных приемов, музыки Прокофьева и цитат из великой литературной классики. В диалоги искусно вплетены отсылки ко всем произведениям Достоевского, героям Толстого, философским трудам Гурджиева и Успенского. Внимательные зрители заметят визуальные пародии на любимого режиссером Бергмана и даже на фильм «Броненосец Потемкин», дань уважения Набокову и его бабочкам.
Увлекательное зрелище - слушать и смотреть болтовню героев, в которой они рассуждают, что есть жизнь и смерть через любовь и страдания. Игра слов на таком уровне, что даже героиня с экрана произносит фразу: «лучше бы вы за мной записывали».
⠀
10.«МАНХЭТТЕН» (1979), США
Моя оценка на КП 9/10
Рейтинг КП/IMDb 7.8
«На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко»
Черно-белый Нью-Йорк! Манящий Манхэттен! Небоскрёбы, подпирающие небо; мчащиеся мимо такси; музеи современного искусства; улочки, на которых хочется потеряться.
Нет никакой радости ходить на собственные премьеры. Мучительно больно смотреть на собственную картину, как говорил про себя и свои кинотворения Вуди Аллен.
Вопреки его сомнениям фильм получился хитом - классикой, выпускаемой на большие экраны даже спустя 40 лет после выхода в прокат.
Невероятно красивое кино с завораживающими кадрами, умопомрачительными видами города, огнями ночного Нью-Йорка.
Музыка Джорджа Гершвина создаёт особую атмосферу - будто слушаешь симфонический оркестр, находясь в центре большого города.
⠀Звездный актёрский состав:
▫️Вуди Аллен -Сомневающийся невротик, ищущий себя, место в жизни, друзей, работу, самореализацию, любовь, спокойствие и уверенность;
▫️Дайан Китон - острая на язычок, умная, привлекательная, уверенная интеллектуалка, говорящая правду собеседнику в лицо;
▫️Мэрил Стрип - молодая и безумно красивая, стремительная и опасная для бывшего мужа женщина;
▫️Мэриэл Хемингуэй - юное, робкое, наивное, нежное создание.
И, конечно, вишенка фильмов Аллена - диалоги, талантливо закручивающиеся, интеллектуально наполненные, четкие, бьющие в самое сердце, вызывающие улыбку и искренний смех, грустные и расстраивающие, остроумные, увлекательные, забавные и откровенные.
Даже, когда экран становится темным как в глухую ночь, разговор героев приковывает к экрану. Ловишь каждое слово, прислушиваешься к интонации, запоминаешь фразочки.
Кино об отношениях, о переживаниях, страхах и сомнениях, планах и мечтах, о влюблённости и любви, страсти и привязанности, обманутых надеждах, ошибках и промахах, вечном поиске себя!
***
Что из перечисленного смотрели?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.