Найти тему
КиноМария

50 фильмов режиссера Вуди Аллена: от лучшего к великому, 3 часть

Оглавление

Привет, киноманы!

Продолжаю отсматривать фильмы режиссера и погружаюсь в самую классику его фильмографии. Думаю, тут похвастаться просмотренным смогут только преданные фанаты мастера. Сверяйтесь, что смотрели из новой десятки!?

Постер к фильму «Спящий»
Постер к фильму «Спящий»

1.«Спящий» (1973), США

Моя оценка на КП 6/10

Рейтинг КП 6.9/IMDb 7.1

Вторая работа (после короткометражки «Люди в кризисе: История Харви Уоллингера) с музой Вуди Дайан Китон, в которой сам режиссёр играет человека из прошлого в мире будущего. Проснувшись после 200-летней заморозки, недотепа оказывается в мире, где правит диктатор, за неугодными приходят полицейские отряды, у каждого - свой порядковый номер, а между людьми не существует отношений, любви и чувств, потому что все живое заменено на искусственное и роботизированное. Он влюбляется в ту самую красотку музу!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Возможно, графика и визуальное исполнение покажутся устаревшими, но поднятые темы и острые шутки актуальны как никогда. Стиль выдержан в духе сай-фай фильмов. Аллен, как всегда, шутит с серьезным лицом на грани фола о сексе, политике, мироустройстве, национальностях и прочих темах, над которыми он сам уже давно не шутит. Но тонко и интеллектуально, когда смеяться в голос не получится, чтобы никого не обидеть. Безусловно одна из важнейших тем - отсутствие собственного мышления, возможности думать и делать выводы, что Аллен наглядно показывает на примере людей из будущего. Жаль, что он не делает таких пророческих картин сейчас. Это было бы очень смело!

Кадр из фильма
Кадр из фильма
  • «У вас есть твердые политические убеждения? Да, однажды я умышленно некоторое время не ел виноград».
  • «Эх, вы, дешевые японские бракоделы!»
  • «С какой кстати люди лезут в оппозицию? В конце концов, есть оргазм-капсула!»
  • «Я-отличный парень: не пью, не курю и хорош в постели»
  • «Я-известная поэтесса. Я пишу по 30 стихов в неделю!»
  • «Официальный коммунизм не убийца!»
  • «У вас преподают технику секса? Нужно это знать! Вдруг приборы сломаются!»
  • «Черт знает, что творится! Свободно гуляют идиоты, фашисты, коммунисты».

2.«Проклятие нефритового скорпиона» (2001), США

Моя оценка на КП 6.5/10

Рейтинг КП 7.2/IMDb 6.7

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На 36 фильме Аллена я словила дежавю, даже не из-за его участия в роли тараторящего худощавого страхового агента в шляпе, очках, плаще и большеватом костюме. А появления Хелен Хант, нарушающей правила работы мужчин нововведениями, как в «Чего хотят женщины».

Шарлиз Терон в образе яркой, сексапильной блондинки из мира богатых и знаменитых с сигаретой и бокалом в руках. Привет, «Знаменитость»! Не говоря уже о сюжете: маги, фокусники, гипнотезеры, показывающие чудеса на пальцах, тайну будущего в стеклянном шаре, а смысл жизни - на картах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Легкая, ироничная мелодрама над строгим, опасным миром мужчин, авантюрами и женщинами, которые играют в судьбах сильного пола не последнюю роль. Детектив приправлен остротами над Вуди: столько прозвищ в его адрес вы нигде не услышите. И удивительная развязка для героя - успешная любовная линия и раскрытие громкого преступления одновременно. Представить такое комбо для героя, которому не везет по жизни, невозможно.

3.«Голливудский финал» (2002), США

Моя оценка на КП 7/10

Рейтинг КП 6.9/IMDb 6.5

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кошмарный сон режиссера - получить Оскар и скатиться до съемок дешевой рекламы. Нет! Самый страшный сон - это стать режиссером новой картины с большим потенциалом и… ослепнуть! Не видеть ничего: как работают на площадке актеры, как ставят свет осветители, как работают над декорациями, что наснимал оператор. Конец карьере, если кто-то прознает. Приходится вертеться! Но Аллен так легко и непринужденно снимает эту маленькую для режиссера трагедию, что счастливый финал неизбежен. Ведь все любят хэппи-энды, и Голливуд в том числе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не обойдется история без главной для героя любви и мимолетной интрижки; без противостояния центровой фигуры уверенному в себе сопернику; без палок в колес, сомнений и терзаний; резких падений и неожиданных прозрений в прямом и переносном смысле.

Во время просмотра мучилась мыслью: а не позаимствовала ли отчасти новая итальянская «Магия кино» Нанни Моретти отдельные сюжетные идеи у магии голливудского маэстро?

4.«Интерьеры» (1978), США

Моя оценка на КП 7/10

Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.3

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Драма, снятая как дань уважения творчеству любимого режиссера Аллена Ингмару Бергману, - это маленькие трагедии взрослых членов одной семьи. Они живут в идеально обставленных, меблированных интерьерах в приглушенных тонах, где все можно заменить по частям с минимальными потерями для бюджета и не утратить безукоризненности и продуманности дизайна. Но, вынув один пазл из самой семьи, жизнь героев начинает рушиться и бесповоротно меняться. В тихой семейной гавани, где каждый занят своими проблемами, вдруг назревает настоящий шторм, накрывающий персонажей потрясениями, будто волнами. Кому-то придется задвинуть личные амбиции словно закрыть глаза на разбившуюся вазу. Или объединиться, признав возможную неидеальность и ненужность в данный момент этих чертовых интерьеров вокруг, чтобы в доме снова наступило затишье.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Необычно смотреть фильм без типичных для Аллена саркастичных замечаний, ироничных шуточек и высмеивания самого себя. Но фильм дает понять, как часто мы зациклены на внешней атрибутике, но забываем о внутреннем, более важном.

5.«Звездные воспоминания» (1980), США

Моя оценка на КП 8/10

Рейтинг КП/IMDb 7.2

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Удивительный оммаж картине Федерико Феллини «8 с половиной»: черно-белая стилистика; режиссёр в главной роли, которого преследуют журналисты, почитатели таланта и ненавистники творчества, ротозеи, советчики, глазеющая публика, безжалостные критики; съемки на побережье; триумфальные массовые шествия и даже космический корабль. И, конечно же, сомнения и муки творчества терзают творца весь фильм. А вокруг него вьются и слетаются будто на мед прекрасные женщины. Аллен далеко не Мастрояни, тем не менее, не уступает в любвеобильности и соблазнении самых обаятельных и привлекательных.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Нужно отметить, что Вуди в лице своего героя отвечает всем критикам, журналистам и писателям, которые не оценили в должной мере его драму «Интерьеры». Его презрение, недоумение, недовольство и непримиримость с чужим мнением сквозит в каждой фразе, в каждом ответе на интервью, в каждом критическом замечании. Персонаж Вуди не стесняется в высмеивании, колкостях и сарказме, что он умеет делать великолепно! И имеет на это право.

6.«Кое-что еще» (2003), США

Моя оценка на КП 8/10

Рейтинг КП 6.8/IMDb 6.3

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Герой Вуди Аллена будучи наставником молодого писателя, объясняет и показывает ему и зрителю вещи, на которые можно указывать только со стороны. Карьера и работа с продюсером, который только зарабатывает на твоем таланте, но не делает ничего полезного для продвижения и роста. Хранение оружия и приспособлений для самозащиты, когда ты-самый мирный житель города. Отношения с девушкой, какими бы они ни были для молодого парня, но именно наставника когда-то разочаровал неудачный опыт. Общение с ее мамой, неожиданно переехавшей в твой дом и оккупировавшей своими вещами и присутствием некогда твою территорию и личное пространство. Много других сторон жизни, в которых ты вправе самостоятельно принимать решения, ошибаться, меняться, передумывать и начинать заново, снова пробовать. Ведь ружье обязательно выстрелит, девушка изменит, продюсер взбесится и будет категорически с тобой не согласен, у наставника появятся собственные планы на жизнь, в конце концов. А ты, разочарованный и отчаявшийся, расстроенный и обескураженный, наконец, поймешь, что в жизни есть кое-что еще помимо того, на чем ты сейчас сконцентрирован, и то, что кажется самым важным в твоей жизни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вуди через вечно ворчащего героя произносит риторические фразы: «Даже сломанные часы два раза в день показывают точное время». «Ты предпочел психоанализ реальной жизни?» «Даже если на сцену Карнеги Холл выйдет человек и наплюет на пол, найдется другой человек, который назовет это искусством» и много других.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кино на острые темы с присущими режиссеру насмешливыми замечаниями над вопросами, которые страшно сейчас даже упоминать, умудряется быть романтичным, ироничным, жизненным и актуальным до сих пор.

7.«Жасмин» (2013), США

Моя оценка на КП 8/10

Рейтинг КП 7.1/IMDb 7.3

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Оскароносная роль непревзойденной Кейт Бланшетт. Некогда светская дива Жасмин теряет все в одночасье: от дорогих нарядов и больших денег до мужа-махинатора и высшего общества. Тотальное одиночество, неприятие новой провинциальной жизни, кардинально противоположные взгляды на жизнь сестры и ее дружков, нереализованность сводят героиню с ума. Чуть ли не лучшая роль актрисы, отмеченная в придачу Золотым глобусом и премией BAFTA, удивляет многогранностью таланта Бланшетт. Она здесь выдает такую палитру эмоций, что еще долго обдумываешь характер героини, ее судьбу, поступки и финал истории.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм точно из золотой эры режиссера, когда экран так и светился от золотых оттенков и теплых тонов. Герои буквально купаются в солнечных лучах. Но это первый фильм Вуди, от которого не получаешь настроения язвительной иронии или поучительного сарказма, а остаешься в состоянии разочарования и маленькой трагедии одного человека.

8.«Энни Холл» (1977), США

Моя оценка на КП/ рейтинг IMDb 8/10

Рейтинг КП 7.8

Кадр из фильма
Кадр из фильма

5 номинаций на Оскар и столько же на Золотой глобус. Да, безусловно Дайан Китон заслуживает полученные награды в категории Лучшая женская роль. Она очаровательна, обворожительна, молода и прекрасна, талантлива и искрометна. Одним словом - муза и звезда.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но вот как киноакадемики могли прокатить Вуди с наградой за Лучшую мужскую роль?! Оправдание им только - вручение Лучшего режиссера. Ведь это - потрясающая актерская работа с привычными нам перфомансами Аллена перед камерой, рассказами анекдотов и тонкими ремарками в диалогах, которыми он как обычно с полной уверенностью в своей правоте высмеивает наболевшее: секс, смерть, неудачные отношения, слишком заумные речи других, чужое самомнение и тд.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Потрясающее чувство - находить отсылки в фильмах мастера к его любимому Бергману, фильмам Феллини или прислушиваться к упоминаниям Сэмюэля Беккета в очереди перед кинозалом. Еще интереснее, когда перекликаются сюжеты его ранних работ с поздними. Например, здесь появляется парк аттракционов в Кони-Айленде, который позже будет местом основных событий в картине «Колесо чудес».

И по традиции несколько ироничных фраз, по которым можно узнать почерк автора:

  • «Забавно быть ходячим трафаретом»;
  • «Меня не взяли в армию и я стал комиком!»
  • «Я слышал, он шепотом сказал: «еврей».

9.«Любовь и смерть» (1975), Франция

Моя оценка на КП 9/10

Рейтинг КП 8.0/IMDb 7.7

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сатира в чистом виде с серьезным лицом Дайан Китон и привычными едкими высказываниями Вуди Аллена, к которым невозможно привыкнуть, так как раньше он ходил по лезвию ножа и тонкому льду, выдавал иронию на грани фола и ставил на карту все, над чем другие боятся даже улыбаться. Не знаю, что беспокоит режиссера больше, чем темы секса, Бога и евреев?! Разве что смерть и жизнь после!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В этом фильме искусно контрастируют крестьянство и дворянство, славянофилы и западники, русские и европейцы, трусы и смельчаки. Вуди выдает огромную порцию клюквы о русских: от имен, блюд, бород и балалаек до графов и графинь, театров и пышных приемов, музыки Прокофьева и цитат из великой литературной классики. В диалоги искусно вплетены отсылки ко всем произведениям Достоевского, героям Толстого, философским трудам Гурджиева и Успенского. Внимательные зрители заметят визуальные пародии на любимого режиссером Бергмана и даже на фильм «Броненосец Потемкин», дань уважения Набокову и его бабочкам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Увлекательное зрелище - слушать и смотреть болтовню героев, в которой они рассуждают, что есть жизнь и смерть через любовь и страдания. Игра слов на таком уровне, что даже героиня с экрана произносит фразу: «лучше бы вы за мной записывали».

10.«МАНХЭТТЕН» (1979), США

Моя оценка на КП 9/10

Рейтинг КП/IMDb 7.8

Кадр из фильма
Кадр из фильма
«На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко»

Черно-белый Нью-Йорк! Манящий Манхэттен! Небоскрёбы, подпирающие небо; мчащиеся мимо такси; музеи современного искусства; улочки, на которых хочется потеряться.

Нет никакой радости ходить на собственные премьеры. Мучительно больно смотреть на собственную картину, как говорил про себя и свои кинотворения Вуди Аллен.

Вопреки его сомнениям фильм получился хитом - классикой, выпускаемой на большие экраны даже спустя 40 лет после выхода в прокат.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Невероятно красивое кино с завораживающими кадрами, умопомрачительными видами города, огнями ночного Нью-Йорка.

Музыка Джорджа Гершвина создаёт особую атмосферу - будто слушаешь симфонический оркестр, находясь в центре большого города.

⠀Звездный актёрский состав:

▫️Вуди Аллен -Сомневающийся невротик, ищущий себя, место в жизни, друзей, работу, самореализацию, любовь, спокойствие и уверенность;

▫️Дайан Китон - острая на язычок, умная, привлекательная, уверенная интеллектуалка, говорящая правду собеседнику в лицо;

▫️Мэрил Стрип - молодая и безумно красивая, стремительная и опасная для бывшего мужа женщина;

▫️Мэриэл Хемингуэй - юное, робкое, наивное, нежное создание.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И, конечно, вишенка фильмов Аллена - диалоги, талантливо закручивающиеся, интеллектуально наполненные, четкие, бьющие в самое сердце, вызывающие улыбку и искренний смех, грустные и расстраивающие, остроумные, увлекательные, забавные и откровенные.

Даже, когда экран становится темным как в глухую ночь, разговор героев приковывает к экрану. Ловишь каждое слово, прислушиваешься к интонации, запоминаешь фразочки.

Кино об отношениях, о переживаниях, страхах и сомнениях, планах и мечтах, о влюблённости и любви, страсти и привязанности, обманутых надеждах, ошибках и промахах, вечном поиске себя!

***

Что из перечисленного смотрели?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.