Найти в Дзене

Криминальный Волгоград

«Квартальные войны» на Спартановке. Воспоминания очевидцев 1980-90-е гг. в истории нашей страны считаются временем зарождения организованной преступности. Не обошёл этот процесс и самый северный микрорайон Волгограда. На Спартановке стали появляться молодёжные группировки, делившие сферы влияния. Многие помнят названия тогдашних квартальных группировок. «Горинцы», их территория – нечётная сторона улицы Николая Отрады, а также дома по ул. Гороховцев, Ак. Богомольца. В сферу влияния «кирпички» входил комплекс домов по чётной стороне улицы Н. Отрады, улица Грамши и прилегающий к ней квартал. «Кастеринцев» можно было встретить на той самой «улице в три дома», т.е., по ул. Кастерина, 2, 4 и 6. Дома по нечётной стороне на ул. Кастерина, а точнее 21-этажный дом 5, Преображенская церковь (дом 3), воскресная школа и всякие ларьки, появились гораздо позже. Также в сферу влияния «кастеринцев» входили дома по ул. Н. Отрады, 10 и 10А. Границы «менжинки» проходили от школы №27 до крайнего ов

«Квартальные войны» на Спартановке. Воспоминания очевидцев

1980-90-е гг. в истории нашей страны считаются временем зарождения организованной преступности. Не обошёл этот процесс и самый северный микрорайон Волгограда. На Спартановке стали появляться молодёжные группировки, делившие сферы влияния.

Многие помнят названия тогдашних квартальных группировок. «Горинцы», их территория – нечётная сторона улицы Николая Отрады, а также дома по ул. Гороховцев, Ак. Богомольца. В сферу влияния «кирпички» входил комплекс домов по чётной стороне улицы Н. Отрады, улица Грамши и прилегающий к ней квартал. «Кастеринцев» можно было встретить на той самой «улице в три дома», т.е., по ул. Кастерина, 2, 4 и 6. Дома по нечётной стороне на ул. Кастерина, а точнее 21-этажный дом 5, Преображенская церковь (дом 3), воскресная школа и всякие ларьки, появились гораздо позже. Также в сферу влияния «кастеринцев» входили дома по ул. Н. Отрады, 10 и 10А. Границы «менжинки» проходили от школы №27 до крайнего оврага. От школы до Дома быта, по маршруту автобуса «десятки», и по нечётной стороне ул. Ак. Богомольца была территория «соловьёв». Ещё были «двойка», «перцы» и «кишка».

Самые первые молодёжные группировки Спартановки появились в посёлке Забазном.

В каждом районе нашего города были свои группы. Например, на Тракторном ещё в 1970-х гг. установилось разделение по кварталам: 32, 38, 42, 58, также «нейтралка» в районе возле тракторозаводского рынка, посёлок Весёлый, Мирный, Зелёный, Линейный, Горный (Овилята), Черныши… Все ходили с арматурой и кастетами.

Серьёзные коротко стриженые парни собирались в подвальных «качалках» с самоварными штангами и гантелями, в секциях / «кружка́х» бокса, самбо, карате и других единоборств.

Члены молодёжных группировок также встречались на сборах и «решали вопросы», называя друг друга по «кликухам». Обычно, собирались для взимания денег на «общак» или «грев». Загоняли на сборы всех. Отказывавшихся били. У «сборовских» была иерархия. «Муравьи» (младшие), «средняки» и «старики» (те, кто отслужил в армии).

Времена были опасные. Пробитые «шкворнями» (арматурой) или цепями головы, трупы с «огнестрелом» были нередким явлением. Честные драки «раз на раз» случались редко. Не меньше двух на одного прыгали. Но был и некий «кодекс чести». Пока идёшь с дамой по «чужому» кварталу, тебя не трогают.

Спартановский пляж считался нейтральной территорией. Но, если оказался не в то время не в том месте, и на вопросы «Откуда?» или «Кого знаешь?» отвечаешь неправильно, то могли и «шею намылить». К слову, известными именами из этой среды в Тракторозаводском районе были Абдулла, Бобич, братья Толмачи, Васька Золотарский, Сашка Малый, Сулеко…

К нездешним подходили и с классической просьбой «купить кирпич». Отказавшихся платить били этим же кирпичом. Возле «Универсама» по ул. Н. Отрады постоянно «дежурило» по 10-15 «соловьёв», высматривая чужих. Если не успевал пройти незаметно сам или с кем-либо старшим, спрашивали: «Дай 10 / 15 копеек!». Надо было заплатить или отболтаться.

Ещё «соловьи» запрещали ходить по своему кварталу в распространённых тогда «шапках-петушках». С оказавшихся на «чужой» территории срывали «запрещённый» головной убор и били.

Очевидцы вспоминают совместные битвы с Куневой, «войны» с «авилами», посёлком Зелёным, Горным. «Последними летними танцами» называли массовую драку на спартановской танцплощадке. Сейчас на этом месте Храм Преображения Господня.

Около 1979 г. «кастеринцы» забили стрелку «соловьям». Тем осенним вечером в пойме Мокрой Мечётки собралось не меньше тысячи человек. Жгли костры. Девки стояли, переживая, наверху обрыва. Ситуация была напряжённая. Но милиция поговорила с «дедами» обеих сторон, объяснив, куда те отправятся, при плохом раскладе. Стрелка закончилась мирно.

О большой «битве» между «соловьями» и «кастеринцами» была статья в «Комсомольской правде». Некоторое время спустя в Волгоград поездом приезжала разобраться банда из Казани. По такому случаю «соловьи» и «кастеринцы» заключили временное перемирие. Так что, когда приезжие казанцы увидели численность встречающих на перроне, из вагона решили не выходить.

В 1990 / 1992 или 1994 г. на «прокате» (народное название нынешней Площади аттракционов на Спартановке), на качелях, собралось около 100 человек в возрасте 10-16 лет. Скорее всего, из «соловьёв». Со своей стороны дороги подошли около 70 «кастеринцев». И начался «обстрел» камнями, как в первобытные времена. Движение по Первой продольной остановилось. Закончилось всё так же быстро, как и началось. Врукопашную не пошли. «Соловьи» вернулись на качели, соперники отошли к Волге. Каждый почувствовал себя победителем.

Про «кирпичку» тоже писали волгоградские газеты, а ещё был сюжет на местном телевидении.

Теперь былой прыти поубавилось. Большинство из тогдашних авторитетов - примерные семьянины, с ностальгией вспоминающие времена, когда «молодёжь училась выживать, а не, как сейчас, ходят, как «полупокеры», матерятся на всю улицу, а если что сразу зовут полицию».