Сегодня читаем два мнения о российском фильме «Нина», 2022 года выпуска, с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым. Обзор Продолговатого ящика:
Режиссёр-постановщик: Оксана Бычкова
Сценарий: Любовь Мульменко и Оксана Бычкова
Оператор: Михаил Хурсевич («Чёрная весна», «Китобой»)
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Кирилл Кяро, Андро Чичинадзе и другие.
Жанр: драма
Хронометраж: 1 час 29 минут
Россия, 2022 год.
Одна из заглавных проблем современного российского кино — неумение говорить о сегодняшнем дне. О людях, живущих здесь и сейчас. С присущими им проблемами, заботами, радостями. Куда удобнее рассказывать истории из далёкого прошлого, перекраивая его под режиссёрскую задачу. И когда снимают кино о настоящем, то делают это так, будто происходящая в фильме история произошла десятилетия назад.
Готовый шаблон поэпизодников «менты-бандиты-акции-страсти рублёвских семей» не работает лет двадцать уж как. А фильмы в этих координатах продолжают выходить. Музыкальный проход по пасмурному Петербургу безжалостного убийцы Данилы Багрова работает один раз. Но «Наутилус» в «ушах» продолжается — половину хронометража занимает клиповая монтажная пена. Только плеер сменился на смартфон. Суть остаётся той же: «Когда-то было». Зритель в этих героях себя не узнаёт, он такое кино больше смотреть не хочет, он его уже смотрел. А создатели возмущены — мы же вам так круто рассказали историю, так мастерски в ней всё прописали, а актёры у нас какие все звёздные — один популярней другого.
Но авторы, чувствующие время, ещё остались. Режиссёр «Нины» — Оксана Бычкова относится как раз к таким. Она дебютировала с лирической истории любви «Питер FM», где сюжета было на короткометражку, а угаданного, подсмотренного, мимолётного, узнаваемого вышло на полный метр. И фильм стал национальным хитом.
Работая в и без того сложнейшем жанре мелодрамы, Бычкова находит в персонажах драматическое наполнение, погружает их в совершенно простые обстоятельства, и возникает ощущение открытого сюжета. «А я бы сейчас как сделал», — задаётся вопросом зритель. И это победа режиссуры. Потому что: «Я узнал этих героев — это я и есть».
Фильм «Нина» снят по сценарию Любови Мульменко, которая тоже умеет на уровне сценария попадать в «здесь и сейчас», но как автор она человек куда более жесткий и бескомпромиссный, нежели Бычкова. Мульменко это «Комбинат «Надежда», «Купе номер 6», «Красные браслеты», «Верность». Мелодраматическая основа у неё стремительно обращается в полноценную, зачастую, тяжеловесную драму: в повествование, где зрителю очень неуютно и тревожно, но выбираться из этого не хочется.
По форме «Нина» тоже показательно мелодраматична. Благополучной жене и любящей матери (естественно Юлия Пересильд) звонит из Тбилиси давно исчезнувший из её жизни бывший по имени Руслан (естественно Евгений Цыганов), говорит, что умирает, и просит её приехать. Любящий муж (противоестественный Кирилл Кяро) нехотя отпускает её, а та всё пытается понять, действительно ли болен Руслан. Не наврал ли? Не хочет ли заманить её в Грузию, страну-фантазм для Нины? Тбилиси для неё синоним молодости и любовных мук. Но она пакует вещи и летит навстречу волнующему прошлому.
И вот дальше, дорогие мои братья и сёстры, раскрывать сюжет нельзя, несмотря на то, что фильм совсем не о любовном треугольнике. И даже не четырёхугольнике, хоть такая геометрическая фигура и есть в композиции «Нины». Как бы дежурно это не звучало, но фильм Бычковой и Мульменко — это фильм о нас. Он — про сегодня. Возможно, даже бессознательно, не по задумке. Попадание в пульс времени.
Например, место действия — Грузия. Но в ней холодно до чёрта! Вино всё так же сладко, местные жители — неизменно гостеприимны. Но ощущение, что внутри самих русских что-то сместилось, присутствует. Это уже не то место, где можно просто жить, потому что удобнее и приятнее. Внутренний кризис требует решений, действий, но каких именно? Как тут разберёшься — ведь в фильме подчеркнуто нет политики.
Это чистая «женская» режиссура. В хорошем смысле этого слова. Замужняя женщина решается на свидание с прежде дорогим человеком, не потому, что рвётся обратно, а потому, что хочет с ним покончить. Взглянуть глазами зрелой женщины и увидеть в некогда любимом мужчине легкомысленного эгоцентрика, на глазах угасающего под влиянием алкоголя и сигарет — Евгению Цыганову не привыкать играть обаятельных мерзавцев, которым жить осталось на две затяжки.
«Нина» это повествование, ориентированное не на действие, а на эмоции. А кавказский колорит, трапезы под хоральное многоголосье невольно рождают ассоциации с великими кинокартинами Данелия или Иоселиани. А кадры городских прогулок, насыщенных множеством случайностей, вновь напомнят зрителю, что это кино от режиссёра «Питер FM».
«Нина» в финале — взрослое кино Бычковой: она меняет романтическую лёгкость на трагическое безмолвие. Она говорит, что у каждого свой Тбилиси. И он может стать вторым Парижем — праздником, который насильно из сердца вытеснять нельзя. Лишить героев праздника, это значит остановить сердцебиение. А зритель, забыв о жажде экшн-сцен, растоптав в себе любовь к перестрелкам, ждёт ответ на самый честный и главный вопрос истории: а вернётся ли Нина? А есть ей куда возвращаться? Ответ в финале фильма.
Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru