Найти в Дзене
Даша Морева

Кто такие татары?

Привычный для нас образ татар
Привычный для нас образ татар
Калфак - национальный элемент одежды
Калфак - национальный элемент одежды

Татары – это титульный народ, тюркская этногруппа Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Чтобы познакомиться с обычаями, кухней, бытом народа, представляем вам интересную информацию!

1. Национальная кухня

Эчпочма́к — татарское, башкирское национальное блюдо, печёное изделие из пресного, реже дрожжевого теста, с начинкой из картофеля, мяса (как правило, говядины, баранины, гуся или утки) и лука.

Азу́ — традиционное блюдо татарской кухни, состоящее из обжаренных кусочков мяса (говядины, баранины или молодой конины), тушёных с помидорами (или томатным соусом), луком, картофелем (обычно с ломтиками солёного огурца) в остром соусе. Азу из баранины часто тушится с морковью, нарезанной тонкими кружочками.

Кыстыбы́й (также кыстыбай, хĕстнĕпай, якмыш) — традиционное татарское блюдо из теста с начинкой. Представляет собой пресную печёную лепёшку, начинённую кашей (чаще пшённой), или рагу, а с недавнего времени и картофельным пюре. По виду напоминает незакрытый пирог или сочень — начинка кладется на одну половину лепёшки и закрывается сверху второй половиной. Могут обмазываться топлёным маслом.

Токмач аш - татарский суп с домашней лапшой на мясном бульоне, в который иногда добавляют картошку.

Губадия – закрытый круглый многослойный пирог, в традиционном варианте сладкий, и подается к чаю, но существуют и другие традиционные рецепты татарской выпечки, включающие мясо.

Чак-чак – это десертное блюдо из жареного во фритюре теста, обмакнутого в горячий медовый сироп и сформированного в определенную форму, чаще всего в виде кургана или пирамиды.

2. Численность

По переписи населения 2021 года, численность татар в России составляет 4 713 669 человек. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, астраханские и сибирские. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,2 % или более 2 млн чел. по переписи 2010 года) и более четверти населения Республики Башкортостан (25,4 % или более 1 млн чел. по переписи 2010 года).

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: мишарский (западный), казанский (средний) и сибирский (восточный).

3. Обычаи и традиции

Абыстай. Татары всегда считали что животным не место в доме с людьми, так как они могут быть опасными или заразными. Но в сильные морозы в татарских деревнях собак и кошек всегда пускают в прихожую погреться именно в этот день.

Никах. Это татарская религиозная церемония соединения молодожёнов в семью перед Аллахом – мусульманская свадьба. Церемония проводится дома или в мечети муллой при свидетелях – родных жениха и невесты. После совершения обряда Никах жениха кормят кияу пельмэне – вручную слепленными невестой пельменями. Считается, чем мельче кияу пельмэне, тем сильнее девушка любит своего избранника, тем она более трудолюбивая и хорошая хозяйка.

Бябяй ашы. Еда новорожденному – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходят навестить её и приносят с собой еду, угощения и подарки.

Бябяй мунчасы. Детская баня – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе с ними угощалась за общим столом.

Исем кушу. Имянаречение – обрядовый татарский религиозный праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

4. Национальный костюм

Элементы мужского костюма:

1.Удлинённая рубаха (кулмэк)

2.Штаны – шаровары (ыштан)

3.Длинная безрукавка (камзол)

Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов. Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса.

Шаровары представляли собой штаны с широким шагом. Мужчины носили чекмень –это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком). Шубы овчинные, шапки из меха носили зимой.

Элементы женского костюма:

1.Длинная рубаха-платье (кулмэк)

2.Широкие штаны-шаровары

3.Длинная жилетка (камзол)

Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары.

Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой.

Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи. Женские штаны были однотонные. Зимой одевали овчинные шубы, шапки из меха.

Головной убор мужчин – тюбетейка, а поверх неё шапка на меху. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.

Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок.

5. Условия жилища / жилье

Урон, нанесённый культовым и монументальным памятникам Татарстана в период существования СССР соразмерен с худшими периодами средневековья. После революции начался процесс нивелирования этнокультуры и почти полного уничтожением культовых зданий. Строительство культовых сооружений оставалось в некоторых сёлах до 30-х годов. Однако в период СССР были разрушено или перестроено большинство культовых памятников Татарстана. Строительство мечетей возрождается лишь к 80-х годах и осуществляется в двух направлениях: в традиционном (татарское зодчество с минаретом на крыше) и универсальном. В проектах мечетей стали прослеживаться новаторские идеи и попытки возрождения архитектурного наследия казанского ханства. С другой стороны, строительство мечетей никто не координировал, поэтому многие здания отличаются низким качеством.

До 1950-ых годов в татарских селениях преобладали срубные четырёхстенные дома, покрытые соломой, у входа всегда стояла хлебопекарная печь с котлом, однако не упиралась об стену. Печь и стену соединяла глухая перегородка, разделявшая дом на женскую и мужскую половину. В женской части также находилась кухня — пачмак. В домах более бедных семьей кухня делалась в перегородке, которая закрывалась занавеской при появлении посторонних в доме. По мере роста экономики и уровня жизни привёл к полному обновлению жилищного фонда в деревнях, всё чаще стали строить дома из камня или кирпича, а соломенные крыши полностью заменили на шиферные или железные. Избы стали строить с прирубом — «тур як», или чистой/передней половиной которая использовалась как спальная комната и гостиная. Остальное здание делилось на «тёмную половину», которая служила одновременно прихожей, кухней и столовой. Дома при возможности расширяли для создания большего количества комнат, а в крупных пятистенных домах пристраивали ещё дополнительные прирубы. В более позднее время ко многим домам стали пристраивать застеклённую террасу, служащую одновременно столовой и спальней летом. В наше время среди новых построек в Татарстане преобладают кирпичные здания.

Хотим поделиться с вами интересным фактом про татар!

Исянме сез - Это традиционное татарское приветствие на татарском языке. Но дословный перевод этой фразы на русский – это совсем не «Здравствуйте», а «Живы ли вы?». У этого приветствия глубокая трагическая история. Эта фраза восходит к временам геноцида татар после захвата Казани и разорения Казанского ханства войсками Ивана IV, когда татар преследовали, они выживали в тяжелых условиях, жили в землянках, умирали от голода, холода и болезней, были бесправными и беззащитными, их насильно крестили и убивали по малейшему поводу. Тогда татары приходя навестить родных и знакомых, заглядывая в жилище спрашивали: «Исянме сез?» – Живы ли вы? Поддержка родных Татары чтобы выжить в тяжелые времена, времена преследований и геноцида – всегда помогали родным чем могли и постоянно поддерживали связь.

Автор: Майорова Ксения
Редактор: Морева Дарья