Найти в Дзене

Уроки 1917 года и современость

Февраль 1917 в Петрограде.
Февраль 1917 в Петрограде.

В 1917 году российское государство пало в результате политических амбиций правящей верхушки, которую поманили, как кролика морковкой «нагло-саксы» и французы: Константинополем, проливами Босфор и Дарданеллы, островом в Мраморном море. Царское правительство, погрязшее в долгах перед Западом, повелось на эту «морковку», вынуждено было держать двухтысячакилометровый фронт от Балтийского до Черного моря.

Вооруженные силы России, уставшие от бессмысленной войны пали жертвой классовой ненависти рабочих и крестьянства, одетых в серые шинели, национальной розни. Царское правительство не могло выдвинуть ни одной идеи для сплочения общества, «не создало ни одного сколько- нибудь заметного народно - религиозного движения… не выдвинула ни одного яркого имени поборника поруганной правды и христианской морали», писал А. И. Деникин.

Образовавшийся вакуум идей заполнили социалистические представления о государстве и обществе, хозяйственном укладе жизни и моральных ценностях. Значительная часть населения увидела в радикальной части социалистических партий, прежде всего в лице партии В. И. Ленина, силу, способную остановить окончательный развал станы, всеобщий хаос и анархию, в которой оказалась страна к осени 1917 года.

Вот некоторые цифры: продукция фабрично-заводской промышленности всех отраслей за 1917 год сократилась на 36,4 % по сравнению с 1916 г. В 1917 году добыча угля году составила 84,2 % от уровня 1913 г., а по сравнению с 1916 годом сократилась на 14%. Добыча нефти сократилась до 75%, выплавка чугуна и стали уменьшилась до 63% от довоенного уровня.

Еще хуже было положение сельского хозяйства. К сентябрю 1917 года в армию было призвано 15,8 млн. человек, 81% губерний испытывал нехватку рабочих рук на селе. Поголовье лошадей сократилось на 28,5%.

В настоящей катастрофе оказался транспорт: выпуск паровозов сократился на 45% от уровня 1913 г., работа дорог на нужды фронта сократилась на 30%, а именно: муки было доставлено 25% от нормы, фуража -40%, крупы- 25% сена -70%, мяса и жиров 30%.

В полное расстройство пришли финансы страны: за 8 месяцев правления Временного правительства было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд. рублей, покупательная способность рубля к концу октября 1917 года составляла 6 – 7 копеек от довоенного. Если цены с 1 января 1914 года по январь 1917 года выросли на 194%, то с января по 1 декабря 1917 года выросли на 426%. Внешний долг страны к 1917 году достиг 12,7 млрд. рублей. А. Ф. Керенский признавал в сентябре: «Мы накануне великого экономического и финансового кризиса».

Волной негодования, ненависти и недоверия к «правительству» была фактически охвачена вся страна: правые, кадеты, левые – большевики, левые эсеры, анархисты, вся интеллигенция и, пожалуй, вся армия и флот.

Эти факты много лет спустя признавали многие представители российской эмиграции - Н. А. Бердяев, П. И. Милюков, В. А. Маклаков, В. В. Шульгин, В. А. Яхонтов и другие.

Сегодня можно слышать обвинения в адрес Ленина и большевиков, что они развалили Российскую империю. Это происходит от незнания истории.

Я приведу несколько высказываний современников, которые отражают сложившуюся ситуацию к осени 1917 года. Епископ армии и флота , т. е. глава военного духовенства при генерале Врангеле в Крыму, а в эмиграции, экзарх РПЦ в США митрополит Вениамин писал: «Народ наш, знающий слабость человеческой природы и необходимость твердой власти, не побоялся посадить на свои плечи крутых большевиков, потому, что здравым умом понял: «эти» наведут порядок! Значит государственная власть,… Да еще и «наша», народная».

По словам философа Н. А. Бердяева, «только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам». А в ходе революции «произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу, и вторая воля оказалась сильнее».

Известный ученый – химик, генерал-лейтенант В. Н. Ипатьев подчеркивал: «Надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 года, проведенный Лениным и Троцким, обусловили собой спасение страны».

После краха СССР, крупнейшей геополитической катастрофы 20 -го столетия, наша страна вновь оказалась в ситуации, аналогичной 1917 году. «Вряд ли когда, со времен «смутного времени», русский народ оказывался в таком катастрофическом состоянии, как сейчас,- нация раздавлена. Предстоит начинать почти с нуля», писал академик н. Н. Моисеев.

Нынешние, имущие власть либералы, подобно части большевиков, верившим, что мировая пролетарская революция автоматически снимет проблемы государства, границ и армий и соединит все человечество в интернациональную семью, посчитали, что новый мировой порядок после окончания «холодной войны» и сдачи мирового социализма, снимет проблемы обороны, границ, геополитического соперничества.

Время, прошедшее с 1991 года, вновь посмеялось над подобными иллюзиями, ибо есть вечные законы противоборства великих держав, определяющие их взаимную заинтересованность в ослаблении друг друга.

Русское общественное мнение, по словам Милюкова, было крайне смущено, когда стало понимать после 1917 года, что «ослабление России есть цель не только наших врагов, но и наших друзей», либеральных правительств Европы и Америки.