Восстановление активности любимого канала лучше начинать с рассказов о любимом музее: очередной поход в Эрарту снова увенчался парой-тройкой интересных открытий и загадок. Какие-то из них мне удалось разгадать, какие-то нет, а что-то, возможно, было разгадано неправильно.
Тем интереснее поделиться своими находками с вами и услышать ваше мнение о скрытых символах, намеках, идеях того или иного художника. Начнем с самого необычного из того, что в этот раз мне довелось увидеть в Эрарте — странных металлических скульптур Дмитрия Жукова.
На экспозицию «Корневая папка» я зашла случайно, по пути: мне же как сороке интересно все яркое, красочное и изящное, а тут — скучная серость металла. Кто же знал, что именно эти «скучные» работы оставят в моем сумасбродном разуме самые сильные впечатления и самое большое количество вопросов, а еще довольно мрачноватый осадок в душе.
Само название экспозиции намекало на то, что в представленных работах так или иначе отражена символика и проблематика современного цифрового мира. При первом впечатлении работы Дмитрия Жукова действительно кажутся неким подобием микросхем — сложным нагромождением металлических прутьев, линий и узлов. Но стоит лишь немного изменить ракурс и скучные микросхемы преображаются в нечто странное, мягкое, живое. Внезапно перед глазами всплывают хорошо знакомые сюжеты и символы, в совершенно новом прочтении...
«Телец» и «Тотем» - парная скульптура, посвященная вечной теме: телец — как аллегория жертвы Христа, как символ человеческих пороков, наконец — как воплощение традиционного классического канона в новой реальности.
Металлический «скелет» и «ленты» жертвенной плоти кажутся одновременно такими настоящими и какими-то неестественными — словно сплетением цифрового кода или игрой разума — ошибкой, из-за которой человеческое воображение подчас видит что-то знакомое в скоплении или нагромождении бессмысленных вещей и знаков.
При всем при этом металлическая «туша» выглядит живописно, почти идеально — четкость, симметричность, лаконичность и упорядоченность, которые придает хорошо знакомому живописному сюжету металл, завораживают и восхищают, дарят какое-то странное эстетическое удовольствие, и вместе с тем они же усиливают ощущение, что представленная скульптура есть ни что иное как замерший в пространстве отпечаток бесконечного движения цифрового кода — осколок матрицы.
Сходные ощущения вызывает и самая большая скульптура художника из представленных на выставке - «Крылья».
Снова старинный символ — почти вечный в масштабах человеческого сознания, культуры и искусства. Воплощение свободы, движения, роста, развития, духовности, мечты, идеи...Но почему хрупкие крылья безжизненно застыли в металлической решетке? Видится ли в этом символ ограниченности нашего мира, загнанного в узкие и лаконичные рамки цифровизации?
Является ли это попыткой автора показать как наши мечты, душевные порывы и стремления попадают в тюрьму материалистических цепей повседневного мира, из которой не могут вырваться и постепенно трансформируются в скучную упорядоченность и ограниченность серой повседневности?
А может, все совсем наоборот и в этой работе художник пытался показать, как строгая и жесткая решетка по воле случая или какой-то ошибки превращается в нечто прекрасное? Как рождается творческий замысел или идея. Как в человеческом сознании появляется что-то, что заставляет его снова и снова двигаться в перед, расти и развиваться — что-то, что мы чаще всего называем надеждой.
Или металлические крылья — это символ человеческой души в новом прочтении цифровой реальности?
Как я люблю такие работы — возможность потренировать разум, побродить по хитросплетениям символов, подтекстов и знаков... Для меня несказанное счастье обнаружить на выставке хотя бы одно такое произведение, а у Дмитрия Жукова такими оказались все: каждая, даже самая маленькая его работа — клубок загадок, намеков, противоречивых идей...
Вот, например, серия работ «Русские кружева» - тонкие, изящные, почти невесомые скульптуры, больше похожие на застывшие снежинки. Сначала название кажется странным, ведь раньше о металлических кружевах мне доводилось слышать только применительно к блистательному модерну — знаменитое «черное кружево Парижа»: маленькие изящные балконные решетки — там действительно было кружево с завитками и волнующими изгибами. Здесь же все просто и лаконично: ничего изысканного, строгая геометрия. Ясность вносит уточнение «русские».
Благодаря этому прилагательному прочтение работ сразу становится иным: металлическое кружево, похожее на острые грани льда и рисунок снежинок, твердое, несгибаемое, ощетинившееся жесткими гранями крестов, похожими на рисунок колючей проволоки - странное сплетение тонких, грубых металлических нитей, в котором одновременно видится нечто прекрасное...
Не иначе как воплощение русской душевности, специфики национального характера, отдельных элементов жестокой русской истории и своеобразной культуры.
Все эти ассоциации строятся на едва уловимых намеках, которые художник словно крошки-подсказки оставляет тут и там. В них кроется одна из ключевых особенностей этих странных работ: основную мысль, суть, идею мы должны найти сами, опираясь на отдельные символы, образы и связанные с ними впечатления-воспоминания...
Этой же цели служит и еще одна важная составляющая работ Дмитрия Жукова — их кажущаяся незавершенность или даже некая эфемерность.
Например, «Занавес» — работа, чей узор вдохновлен средневековыми шпалерами, но так ли однозначно это толкование? Ведь сам занавес не завершен, но что есть эта незавершенность? Это намек на его дальнейшее развитие или это признак обветшалости? Прошлое или будущее? Глядя на эту работу, поневоле начинаешь задумываться о реальности существования подобных понятий.
Или еще одна работа - «Узел». Маленький кусочек живой ткани, слепленный из шелковых нитей металла, которые оборвались внезапно, а он так и остался безжизненной точкой на просторах цифрового мира как ошибка. Или это начало чего-то нового — точка отсчета?
И наконец, еще одно произведение - «Заместитель». Безжизненная маска, которая воплощает отражение человеческой личности в цифровом пространстве — своего рода аватар настоящего человека, имеющий с ним лишь относительное сходство.
Это наше будущее, или прошлое? Ведь человечество всегда пряталось за масками, даже когда цифровой реальности не было и в фантазиях? И есть ли вообще у нас та самая настоящая личность среди множества масок, которые мы носим каждый день, не потерялась ли за ними? Может все эти понятия — лишь плод нашего воображения...
Противоречия снова и снова, в каждой работе: прошлое и будущее, строгая, абсолютная реальность холодного металла и странная легкость, невесомость... В какой-то момент от этого противоречивого сочетания, загадок образов и смыслов, а главное — от мыслей, которые все это вызывает становится не по себе: эфемерность понятий прошлого и будущего заставляет задуматься о том, насколько реальна наша жизнь, наше восприятие окружающего мира...
Но что по-настоящему пугает в работах Дмитрия Жукова, так это относительность понятия человеческой личности, сознания - всего того, что мы называем человеком, что мы считаем своей отличительной чертой в животном мире...
Еще больше статей о современных художниках в подборке:
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺