Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими достижениями в той или иной деятельности.
Такие дети очень хорошо чувствуют мир. Они отличаются своей любопытностью, интересом ко всему в мире. Их способности следить за различными процессами одновременно, изучать все окружающее их, просто невероятны. Одаренным детям присуще способность абстрагироваться от мира, создавать в голове свой маленький мир и воображать невероятные, альтернативные картины, процессы и системы. Хорошая память и ранееречевое развитие способствуют запоминанию большого количества информации, и в дальнейшем ее использовать. Они обладают достаточно большим словарным запасом, могут долго и четко излагать свои мысли, с интересом заниматься и рассказывать о своем любимом деле. Достаточно чувствительное восприятие к миру, его целостности и полноты.
Но не стоит забывать, что у одаренных детей очень остро прослеживается психологическая чувствительность. Им присуще обостренное чувство справедливости. Такие дети очень резко реагируют на несправедливость в обществе, предъявляя достаточно высокие требования, как к себе, так и к окружающим людям.
Феномены одаренных детей
По мнению А. Маслоу таким детям присущи разнообразные феномены, такие как:
- Биологический феномен. Данный феномен определяет врожденную творческую натуру данного человека;
- Духовно-нравственный феномен. Ребенок как часть общества всегда включен в познание мира, человеческих отношений и так далее;
- Психологический феномен. Данный феномен проявляется в видение различных ярких аспектов в его жизни, запоминании и стремление;
- Социокультурный феномен. На развитие одаренности ребенка влияют социальные условия, в которых находится ребенок.
Что должен знать учитель?
В стремлении познания и развития этого мира с первых дней нахождения в школе способствуют преподаватели. При их правильных психологических подходах, одаренный ребенок сможет приспособиться к жизни, понять мир и не испортить психологическое здоровье. Поэтому преподаватель должен иметь навыки в работе с одаренными детьми.
Выделим принципы психологической деятельности преподавателя в работе с одаренными детьми:
- Выявление аспектов развития деятельности ребенка. Преподаватель должен увидеть склонность ребенка к определенной деятельности и поспособствовать его реализации вместе с другими учениками, а не ограничивать его в действиях, то есть если у ребенка развиты художественно-творческие навыки, не нужно его заставлять изучатьматематические науки;
- Применение различных методик и средств дляформирования его духовно-нравственных ценностей. Преподаватель должен оказать помощь ребенку, приспособить его к жизни в обществе, чтобы ребенок мог избежать конфликтов со сверстниками;
- Творческое развитие педагога. Преподаватель должен обладать способностью организации творческого образовательного пространства одаренного ребенка;
- Психологические знания. Преподаватель должен знать основы психологии ребенка. Так же он должен советоваться при каких-либо трудностях со специалистом.
Принципы в работе
Также немало важную роль в педагогической деятельности играют педагогические принципы в работе с одаренными детьми. Такие как:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Данный принцип гласит о том, что дети, находясь в одном образовательном учреждении,имеют различные траектории развития;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Данный принцип позволяет преподавателю создать авторские методики для проведения различных игр и мероприятий, где буду взаимодействовать все учащиеся;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Данный принцип позволяет выявить индивидуальные навыки ребенка;
- Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя. Данный принцип позволяет сформировать позицию ребенка, чтобы он мог отстоять свое мнение при давлении других участников без помощи преподавателя;
- Принцип свободы выбора ученикамидополнительных услуг, помощи, наставничества. Преподаватель может координировать в индивидуальных работах учеников, помогать им, атакже может поспособствовать налаживанию связи между ребенком и родителями.
Таким образом, соблюдая данные принципы в своей педагогический деятельности, учитель может помочь одаренным детям в поисках своего истинного пути и в развитии определенных навыков и способностей. Преподаватель, который может применить на практике психологические и педагогические принципы, становится наставником одаренного ребенка, который при его помощи сможет выжить и приспособиться к жизни в данном мире.
Работа включена в подборку об одаренных детях:
Представленные темы:
Теоретические особенности педагогической работы с одаренными детьми в начальном образовании во внеурочной деятельности:
- Анализ проблемы одаренности детей в отечественных психолого-педагогических источниках.
- Проблемы воспитания и обучения одаренных детей младшего школьного возраста.
- Психолого-педагогические особенности педагогической работы с одаренными детьми младшего школьного возраста в современном начальном образовании.
Аспекты педагогической работы с одаренными детьми в современном начальном образовании:
- Принципы построения работы с одаренными детьми младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
- Методические рекомендации по осуществлению педагогической работы с одаренными детьми в современной начальной школе во внеурочной деятельности.
Спасибо за прочтение! 🤍🗝️