Найти в Дзене

Мифы Японии. Создание мира и три главных божества

Оглавление

Это весьма интересная история, о том, как древние японцы видели историю мира. Создание природы и людей, откуда пошли они сами, и почему император произошел от богов. Во многих мифах и сказаниях прослеживается особый японский колорит. Их любовь к прекрасному, спокойствие, уважение личного пространства, и многое другое, что так цениться в Японии и по сей день. Поэтому сегодня я расскажу вам о сотворении Японии из мифов, упомяну богов, а еще расскажу удивительную историю о волшебных вещах, которая сыграет роль в современности.

Первые боги

Когда-то давно существовали только земля, небо и вода. В бесконечных водах, хаотично плавали маленькие островки суши. Они были необитаемы и ничего живого в мире не существовало на тот момент. Именно тогда появилась первая тройка богов, известная как Хиторигами (Одиночные боги). Появились они на равнине, что находилась высоко в небесах, спустились на землю и растворились в воздухе. Не то чтобы прям совсем растворились, потому что это невозможно, они просто стали частью природы, скрывшись от любых глаз.

Первая тройка богов включает в себя: Амэноминакануси-но ками, Такамимусуби-но ками и Камимусуби-но ками. Затем появились еще два бога, когда первая тройка растворилась в природе: Умасиасикаби-хикодзи-но ками и Амэнотокотати-но ками. Все пятеро известны как Амацуками (Небесные боги) или Котоамацуками (Особые небесные боги).

Несмотря на то, что в мифах они не играют какую-то особую роль, просто являясь первыми живыми созданиями, это далеко не простые фигуры. Например, известны некоторые рода, которые вели свою историю, как раз от таких вот первых богов. Да и многие синтоистские храмы поклонялись этим богам, хотя в более позднее время. В древности им не предавали особого значения, потому что они просто стали частью природы и на этом все.

Ни пола, ни возраста у этих богов не было. Они появились в одиночестве, но не совсем. Им и пара была не нужна, один бог сам себе пара, являясь носителем и мужского, и женского начала. Именно поэтому их и называют Хиторгами (Одиночные боги).

В отличие от тех, кто появился следующими Камиёнанаё (Семь поколений богов). Вот тут интересная история, потому что можно сказать, что это парные боги. То есть мужчина и женщина. Но не совсем так. Первыми появились Кунинотокотати-но ками и Тоёкумоно-но ками – мужчины. А затем уже пять пар богов. Почему так? Да потому что, откуда я знаю, вот так вот решила вселенная, сначала забубенить бесполых богов, потом лупануть два мужика и выдавить парами следующих. Может быть практиковалась для создания более идеального варианта, но быстро стало понятно, что два мужика на потомственную линию претендовать не могут.

В любом случае, последующие пять пар богов были парами из мужчины и женщины. В общем смысле, можно сказать братьями и сестрами, ибо были созданы в один момент, одним и тем же существом – вселенной. При этом приходились друг другу партнерами для создания будущих отпрысков. И вот из всех этих пар нас интересует последняя Идзанами и Идзанаги.

Идзанами и Идзанаги. Сотворение мира

-2

Дело в том, что именно этим двоим, первые боги, рожденные и растворенные среди земли и воды, дали указание наконец-то создать землю. Вот прям ту самую, на которой можно жить. В помощь вручили парочке нагинату (это такое оружие, если очень грубо описать, то меч на длинной палке), роскошную, украшенную драгоценными камнями и носящую имя – Аманонухоко (Божественная) и напутственный подзатыльник, ну, чисто по-отцовски, чтобы не напортачили.

Надо сказать, что все эти божественные пары жили на небе. Небо, это не облачка, так себе небо никакой народ не представлял, а была на небесах красивая равнина – Такамагахара (Высокие небесные поля). Вот там все боги и жили. И на той равнине был мост – Амэ-но-укихаси. Этот мост как бы соединял Небо и Землю, но так как земли еще не было, то воду или земной мир, по-нашему. Вот туда, на мост, и пошли Идзанами и Идзанаги.

Смотрели на воду и думали, а что собственно делать-то надо? Там еще туман какой-то не видно ничего. Всматривались они долго, затем Идзанаги взял нагинату и опустив ее в туман стал мешать его. Предполагалось, видимо, что туман немного рассеется, чтобы хоть что-то было видно, но когда Идзанаги достал свое оружие, заметил, что с кончика нагинаты капают капли. Они падали вниз и в полете превращались в землю. Вот накапало там на остров целый, боги назвали его Оногородзима (Застывший сам по себе) и забабахали там дворец. Красивый, солидный, с убранством и всем чем можно, перед дворцом поставили священный столп и глядя на него решили, что пора бы им уже и пожениться, а то, как-то не солидно. Уже и огонь, и воду вместе прошли, остров сделали, дворец построили, а все как друзья за ручку ходят.

Но все дело в том, что как заключать брак никто не знал. Все просто жили и жили, какими-то деталями особо не заморачиваясь. Но вот эти двое решили заморочиться. Начали они обходить столп с разных сторон, Идзанами первой заговорила с женихом, отвесив ему комплемент, Идзанаги ей ответил и стали они жить вместе. Правда тут же возникла проблема, родились у них дети и оба были уродливы, что страх какой-то. Боги посадили их в лодку, отправили умирать в море, а сами пошли к первым богам с вопросом: «А что, собственно, не так пошло, что у них такое чудо в перьях уродилось?».

Оказалось, что первым должен был заговорить Идзанаги как мужчина. Боги ритуал свадебный переделали и как пошли рожать красоту всем на зависть. Но тоже ненадолго. Тут интересно то, что Идзанами родила в принципе всё. Все японские острова – это ее дети, исключая Хоккайдо, Чисима и Окинаву, которые в древней Японии не были частью государства. Потом еще кучу богов она родила, в основном второстепенных, но всему приходит конец и рожая бога огня Кагуцути, Идзанами умерла.

Ну, так как она богиня и прямое понимание слова умерла тут не годиться, она отправилась в Ёми (страну мертвых). Эта страна была частью земного мира и вход в нее был через земную пещеру на острове. Идзанаги немного поплыл головой после смерти жены, убил новорожденного Кагуцути, а когда кровь капала на землю, то из нее рождались новые боги. Но Идзанаги уже было до лампочки, которую еще не придумали, кто там рождается и что происходит, он отправился на остров в пещеру, чтобы попасть в страну мертвых.

Ёми – страна мертвых

-3

Страна мертвых вообще местечко странное, потому что обитали там демонические сущности, какие-то жуткие ведьмы, демоны, в общем своя местная атмосферка. Но вся суть в том, что любой человек или бог, когда соприкасается со смертью, получает кегаре. Кегаре – это что-то вроде скверны, которая заражает бога или человека, постепенно накапливается и отяжеляет его существование. Надо понимать, что несмотря на схожесть, это не грехи в нашем понимании, а именно любое соприкосновение с плохим, не обязательно что человек или бог, делают что-то плохое, просто соприкасаются, уже оскверняет тело и душу. Если не очищаться, то это накапливается и приводит к тому, что за человеком постоянно следуют неудачи, ему тяжело, плохо, он не может спокойно жить, постоянно чувствует за что-то вину. Вот такая штука.

И когда Идзанаги вступил в страну мертвых, войдя в пещеру, он полностью оказался в этой скверне. Это при условии, что он туда только ступил. За время, пока он добирался до острова, в гневе расправлялся с новорожденным Кагуцути, искал пещеру, потом еще по пещере шлялся, Идзанами все это время была в стране мертвых. Она успела покушать там, полежать, отдохнуть, в общем занималась своими делами, а что еще делать. Но есть в стране мертвых, значит в себя впускать скверну, что и сделала богиня. Ее тело стало разлагаться, она больше не принадлежала свету и миру живых, она стала жительницей страны мертвых.

Когда Идзанаги соизволил добраться до жены, она уже мало чем была на себя похожа. Разные мифы по-разному описывают эту встречу. Где-то говорится, что у Идзанами был шанс уйти, просто надо было выбраться из пещеры, чтобы муж ее не видел, где-то уйти она уже никак не могла, но в любом случае в кромешном мраке пещеры, Идзанами попросила мужа не смотреть на нее до тех пор, пока она не разрешит это сделать. Естественно, мужчина, который по горам и колдобинам перся незнамо сколько за своей любимой женщиной, услышав ее голос с такой странной просьбой заподозрил неладное. Мало ли бесовщина какая прикидывается его женой, лучинку чиркнул, чтобы посмотреть кто там беседы с ним личные ведет и обалдел от увиденного.

И тут история конечно, двоякая. С одной стороны, предложи нам кто-то воскресить умершего родственника с полным набором воспоминаний, но в разложившемся уродливом теле, думаю многие бы согласились, ибо людей мы любим не за внешний вид. С другой стороны, надо учитывать, что Идзанами не была добрым и радостным родственником, который простит любую вашу оплошность. За то, что муж ослушался ее, она тут же захотела его убить. Так что эта кудрявая парочка друг друга стоила. Один за мгновенье всю любовь растерял, а другая за малейший косяк убить готова.

В общем, Идзанаги понял, что красавицу свою он уже потерял, дал по газам и вжарил к выходу. Идзанами послала за ним вдогонку демонов и уродливых ведьм. Тогда мужчина бросил на землю свою повязку на голову. Повязка обратилась в виноград, и все демоны и ведьмы тут же стали его пожирать. Идзанами сама уже бросилась за мужем в погоню, но не успела. Выбежал Идзанаги из пещеры и закрыл ее огромным камнем, навсегда запечатав вход в страну мертвых.

Тогда в гневе Идзанами сказала, что будет каждый день убивать сотни людей и богов. На что Идзанаги ответил, что будет способствовать тому, чтобы тысячи их каждый день рождались. По сей день, запертая в стране мертвых Идзанами выполняет свое обещание забирать сотни людей, и по сей день, ушедший на покой Идзанаги (он не умер, а просто ушел в уединение) молится о рождении тысяч людей.

Но история на этом не закончилась, ибо когда Идзанаги закрыл вход в страну мертвых, он весь был в скверне. Чтобы отмыться, он пошел к озеру и во время этой спонтанной ванной процедуры, породил на свет столько богов, что диву даешься, как это он без жены справился. Дело в том, что опять же, разные источники – разная информация. Вариаций легенды об Идзанами и Идзанаги столько, что запутаться довольно просто. По одной версии, будучи еще живой, Идзанами родила трех главных богов, по другой, более популярной версии, три главных бога появились как раз в результате омовения Идзанаги после посещения страны мертвых. Когда грязная вода капала с его тела, из этих капель родились: Аматерасу, Сусаноо и Цукиёми.

Главные боги пантеона

Вот эта троица и есть основные, главные боги синтоистского пантеона. Аматэрасу – богиня-солнце. Она солнце в прямом понимании этого слова. После рождения она оказалась настолько прекрасной, что ее отправили на небо, чтобы она освещала своей красотой мир и дарила свет людям и богам. Но помимо этого, ее поставили во главе управления Такамагахрой (небесной равниной). Цукиёми – бог луны и воды. Он управляет приливами, отливами, а по ночам, когда путешествует по небу, призывает светить луну, тоже отправился проживать в Такамагахару. Сусаноо – бог ветра. Очень сложный персонаж, которого тяжело описать одним словом. Это тот самый человек в любой компании, у которого тараканы в голове никак ужиться не могут и заставляют страдать какой-то невообразимой мутью. Собственно, этому неадекватному Идзанаги дал в управление море, но Сусаноо не хотел управлять морем, он вообще непонятно чего хотел. То занять место Аматэасу, то уйти в другое место править, то вообще ничего не хотел.

История Аматэрасу. Обиженная богиня

-4

Несмотря на то, что Аматэрасу описывается как добрая богиня, все боги в японском пантеоне очень двоякие персонажи. Аматэрасу была хитрой, но злой или доброй назвать ее трудно. Богиня очень переживала из-за того, что Сусаноо хочет забрать ее власть в Такамагахаре. Пока она думала, что ей делать, Идзанаги надоело нытье сына Сусаноо о том, что он не хочет править морем. Потому что из-за этих рыданий постоянно наступала засуха, жить нормально никак не получалось. И он приказал сыну свалить на все четыре стороны, изгнал то бишь.

Сусаноо спорить не стал, но решил напоследок навестить сестру в Такамагахаре. Когда он пришел к ней, то Аматэрасу с подозрением отнеслась к брату, думая, что он пришел отобрать у нее власть. Тогда Сусаноо в знак своих добрых намерений, предложил сестре заключить брак и помериться силами. Тут смысл в том был, что после заключения брака, они будут создавать из вещей богов, и вот кто больше создаст тот и сильнее. И Аматэрасу рассудила так, что если Сусаноо пришел с добрыми намерениями, то он позволит ей выиграть, а если нет, то пусть свистит на все четыре стороны.

И вот заключив брак, стали они делать богов из вещей. Сусаноо победил и на радостях так разбушевался, что стал крушить все подряд, еще и кучу навалил посреди покоев сестры, потом все это дело разбросал вокруг и продолжил бушевать. Подумав, что брат пьян и поэтому вытворяет подобную бесовщину, женщина ушла к себе и села вышивать со своими служанками, оставив Сусаноо в одиночестве крушить дворец.

Но это было тотальной ошибкой, потому что на радостях, что оказался сильнее великой Аматэрасу, Сусаноо схватил любимого ее жеребца, содрал с него кожу и все вот это закинул в комнату, где она со служанками вышивала. Все перепугались, покололи пальцы, кто-то со страху отошел в мир мертвых, Аматэрасу увидев, что случилось с жеребцом пришла в ужас и убежала в пещеру, где спряталась от всех и осталась одна. Мир погрузился во мрак.

Тогда боги решили, что во что бы то ни стало надо вытащить Аматэрасу из пещеры, жить во тьме нельзя, да и зачем оно надо. Но как бы они не пытались, Аматэрасу не желала выходить и вообще никак не реагировала. Тогда бог Омойканэ придумал план, как выманить богиню-солнце.

Омойканэ – бог мудрости, но не простой, а особенный. Дело в том, что он олицетворяет мысль, но вовсе не всегда эта мысль может быть правильной. Его решения порою категоричны, он не всегда говорит правильно, бывает резковат, но у него всегда есть решение, собственно, как и сами мысли.

И вот следуя плану Омойканэ, боги принялись готовиться. Из света звезд создали уникальное и прекрасное зеркало, собрали из цветных камней драгоценное ожерелье (по некоторым версиям это были подвески), что обладало магической силой, собрали много музыкальных инструментов, а сам Омойканэ призвал на помощь петухов. Вся эта кагала богов, богинь, петухов, плюс одно зеркало и одно волшебное ожерелье, разместились возле пещеры, где сидела Аматэрасу. Амэ-но удзумэ – богиня счастья, радости, танцев, песен, и другого рода веселух, вскочила на перевернутую бочку и стала танцевать. Петухи запели, боги засмеялись, Амэ-но удзумэ танцевала без малейшего стыда, задирая юбки и ноги.

Аматэрасу очень заинтересовало, какого лешего, который вообще не из местной культуры, боги там веселятся. И немного выглянула из пещеры, спрашивая: «Что тут твориться?». Омойканэ ответил Аматэрасу: «Мы нашли новую богиню, которая настолько прекрасна, что никогда еще таких никто из нас не видал. Вот мы и радуемся такой прекрасной богине». Очень удивленная и заинтересованная, Аматэрасу все же выглянула из пещеры, где ее тут же у входа ждало зеркало. Увидев себя богиня растерялась и замешкалась, а стоящий рядом Омойкнэ крепко ее схватил, не давая зайти обратно. Общими усилиями они вытащили Аматэрасу подальше и долго извинялись, за то, что им пришлось так действовать, а в качестве подарка преподнесли богине волшебное ожерелье из драгоценных камней.

История Сусаноо. Сумасшедший, но смекалистый

-5

Так миру вернулся свет, но о том, кто стал причиной его отсутствия боги не забыли. В гневе они отрезали Сусаноо бороду, заставили заполнить столы подношениями и изгнали из Такамагахары.

Спустившись на землю Сусаноо немного остыл и стал думать, что ему делать. Бог он был с изюминкой в голове, вроде бы бесноватый, но отнюдь не тупой. Вспыльчивый и эмоциональный, сделав какую-то бесовщину, он потом задумывался, а для каких собственно целей и что теперь делать.

В то время на земле жил сын Идзанами и Идзанаги бог или богиня (сначала почиталась как богиня, но позднее как бог) гор – Ооямацуми. Дети бога гор жили по всей земле и именно сын бога гор Асинадзути, уже дряхлый старик, попался на пути бога Сусаноо. Старик был очень печален, стоял возле своей старухи и молодой девушки, едва не плача от горя. Сусаноо решил узнать, что случилось.

Оказалось, что старик со старухой уже давно женаты и родилось у них восемь прекрасных дочерей. Но однажды в их село прилетел огромный змей и потребовал каждый год отдавать ему красавицу. Долгие восемь лет страха, в которых все они жили, привели к тому, что в доме у старика и старухи осталась последняя дочка, ее они и пойдут вскоре отдавать огромному змею.

Но Сусаноо девушка очень понравилась, и он договорился о том, что поможет справиться со змеем, если взамен получит разрешение стариков жениться на их дочери. Получив согласие, Сусаноо задумал одну хитрость. Он наказал старикам приготовить огромный жбан сакэ. Когда сакэ было сварено, Сусаноо затаился и стал ждать. Вскоре прилетел огромный змей Ямата-но орочи. Это был гигантский дракон у которого было восемь голов и восемь хвостов. Красные глаза змея были полны злобы и ярости. Дракон был настолько огромен, что в длину был как восемь долин, а в высоту, как восемь холмов. Увидев сакэ он тут же принялся пить его всеми своими головами. Видимо, несмотря на звериную сущность, ничто человеческое даже дракону не чуждо.

Нажравшись, как свинина, змей повалился на землю и уснул. Сусаноо тут же выбрался из укрытия и отрубил ему все головы и хвосты. В одном из средних хвостов Сусаноо нашел священный меч Кусанаги. Но у бога ветров уже был прекрасный меч, поэтому он в качестве извинения отправил Кусанаги к Аматэрасу. Сам женился на дочери старика и обосновался с нею на земле.

История Цукиёми. К чему приводит вспыльчивость

-6

Цукиёми жил во дворце на небесной равнине, вместе с Аматэрасу. Он мужчина был спокойный, с виду даже уравновешенный, власти не требовал, бесноватостью не славился. Жил себе спокойно, по ночам тихонько гулял, освещал мир и вообще никого не трогал.

Однажды, богиня Аматэрасу узнала о том, что на земле есть богиня пищи и попросила брата спуститься и посмотреть, что это за богиня. Цукиёми отправился на землю и нашел Укэмоти-но ками. Укэмоти-но ками – богиня пищи, которая может производить любую еду. Она радушно приняла бога луны, но ее радушие мало вписывалось в общепринятое. Она усадила Цукиёми за стол и повернувшись к морю выплюнула на тарелку рыбу, затем повернулась к лесу и выплюнула изо рта птицу, затем повернулась к рисовым полям и накашляла тарелку риса.

Цукиёми, хотя и слыл уравновешенным мужчиной, все же не сдержался. Мало того, что это было омерзительно видеть, так еще и оскорбило бога. Он на месте убил Укэмоти-но ками и отправился домой. Узнав о том, что произошло, Аматэрасу изгнала Цукиёми из своего дворца и отныне солнце и луна разделены и никогда не встречаются.

Вообще, не совсем понятно, был ли это осознанный план богини по устранению главных конкурентов на власть, потому что в некоторых версиях мифа, она прекрасно знала, каким образом Укэмоти-но ками добывает еду и насколько это оскорбительно может быть для брата. Но все равно отправила его туда ничего не объяснив. Вполне возможно, что это чистая случайность, зависит от версии мифа. Но таким вот образом троица главных богов разделилась и каждый обосновался у себя.

-7

Вся эта история начиная с создания мира и оканчивая разделением главных богов, одна из центральных в синтоизме. Одновременно являясь интересной сказкой с продуманными персонажами и при этом рассказывая очень много о культуре и магии которую видели древние японцы. Например, тот факт, что Япония в будущем не стремилась поженить императора на сестре, как это было в Древнем Египте, не отрицало того факта, что боги все сплошь были родственниками. Это незначительная деталь, на первый взгляд, показывает, что несмотря на сильную зависимость от богов, люди все же меняли положение вещей и вовсе не всегда следовали за теми, кому поклонялись. Или то, что каждый предмет имеет имя, делая обычное зеркало, особенным и уникальным. Эти предметы, которые были описаны выше: зеркало, что ждало Аматэрасу на выходе из пещеры, волшебное ожерелье и меч, добытый из хвоста дракона, впоследствии станут регалиями императорского дома. По легенде именно они покоятся до сих пор, хотя и не в полном составе, в Японии. Именно их на коронации император берет в руки, в знак своей власти.

Хотя вроде как меч и ожерелье профукали во время войны сёгуната, когда молодой император с кормилицей или бабушкой сиганул с этими регалиями с обрыва. Ожерелье потом нашли, а меч с концами ушел на дно. В любом случае, действительно сомнительно, чтобы эти мифы были правдой. Это всего лишь очень красивая и полезная сказка, которая может служить несомненным источником знаний для изучения культуры, истории и даже магии Японии. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!