Это рассказ-воспоминание о поездках в Большие Вяземы. Это историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина, именно так он называется, и расположен – если кто не знает – неподалеку от Одинцово, рядом со станцией Голицино Белорусского направления. В музей-заповедник, кроме усадьбы в Б.Вяземах, входит еще соседнее Захарово, именно оно и связано с семьей поэта, но усадьба в Вяземах – куда более богатая, известная, историческая и какая еще хотите, именно поэтому она дала свое имя музею. И сердце музея именно тут, как и администрация, и основные фонды, и площади, и т.д.
Я побывал тут дважды, весной 2014 и осенью 2018 года. Не помню, что в первый раз не позволило попасть в музей, возможно, какие-то технические причины, но точно помню, что тогда еще не все сооружения поместья были восстановлены, и активно шли работы по реконструкции. Так что в 2014 ограничился внешним осмотром и прогулкой по парку, но зато тогда побывал и в Б.Вяземах, и в Захарово. А в 2018 уже был в усадьбе с экскурсоводом, ремонтные работы были завершены, и экспозиции во всех зданиях усадьбы были открыты для посетителей. Так получилось, что это было 19 октября – знаковая пушкинская дата, сами понимаете. Не совсем точно, конечно, потому что хронологически это должно быть 31 октября по действующему календарю, но стихотворение Александра Сергеевича увековечило именно 19 число октября. По этому случаю женщина-экскурсовод была полна энтузиазма, экскурсия затянулась, и ни про какое Захарово речи уже не шло. В усадебном доме в Захарово я так и не побывал, он тогда закрывался довольно рано, а может быть, он был закрыт по техническим причинам, как в Б.Взяемах, в том 2014 году. Но захаровский усадебный дом не сохранился, а тот, что стоит сейчас – это современная реконструкция. Вроде бы рассматривался вопрос о прокладке пешеходного маршрута по всем объектам музея-заповедника – не знаю, на какой стадии сейчас этот проект и будет ли он вообще реализован.
Но вернемся к усадьбе в Б.Вяземах. исторически это было место, ближе которого иностранные визитеры – «немцы» - не могли приближаться к столице Московского княжества. Здесь им полагалось останавливаться и отправлять в столицу свои документы и ждать высочайшего решения, дозволено ли им въехать в Москву. Особенного «расцвета» эта система достигла при Иване Грозном, который, как известно, был отъявленным ксенофобом. Село принадлежало казне, и жило «с иностранцев», которым приходилось тут задерживаться, дожидаясь царского соизволения. Такой вот «Интурист» по-старорусски. Во время царствования Годунова монаршим соизволением тут была построена красивейшая Преображенская церковь. Новенькая церковь в смутные времена принимала в своих стенах Марину Мнишек. К сожалению, в церкви идет долгая-долгая реставрация (если она вообще идет). Действует только нижний храм, в цокольном этаже, а основной храм закрыт. Наша энергичная женщина-экскурсовод рассказывала, что в церкви сохранились нацарапанные на стенах польские «граффити» XVII века, которыми развлекалась шляхта из свиты невесты Лжедмитрия I во время долгих православных служб.
Век спустя село было подарено юным Петром I своему «дядьке» Борису Голицину за спасение жизни во время стрелецкого бунта, и так начался долгий «голицынский» период истории усадьбы, ставший в XIX веке еще и «пушкинским». Бабушка Пушкина купила подмосковное Захарово, как говорят, ради внуков, видя, что ни ее дочь, ни зять своими детьми не занимаются. Читал где-то, что до 4 лет Пушкин и по русски-то не говорил практически, сплошное парле франсэ. И именно с Захарово началось становление «солнца русской поэзии». Бабушка Пушкина, Мария Алекссевна, была близко знакома, и даже дружна со старой княгиней Голицыной, и по-соседски «по-подружески» регулярно к ней заезжала… Ну и в усадебную церковь, конечно. И не одна, а с внуками. Так что детство Пушкино протекало и скромном Захарово, и в аристократических Больших Вяземах. Позднее Наталью Голицыну Пушкин увековечит в образе Пиковой Дамы. «Польское наследие», надо полагать, тоже не осталось Пушкиным незамеченным, и отразится со временем в «Борисе Годунове».
Экспозиция музея разнесена по всем музейным объектам. В свежеотреставрированном конном дворе – история села и усадьбы до первых хозяев из Голицыных, в главном усадебном здании, даже сказал бы во дворце – история расцвета усадьбы, Пушкин, война 1812 года, прочее. В усадебных флигелях – конец XIX и XX век. Здесь, у Голицыных, недолго находился на лечении тяжело раненный Багратион сразу после Бородинского сражения. Когда французы продвинулись к Москве, Багратион был перевезен в другое голицынское имение, в Симы Владимирской губернии. Там он и скончался, и был похоронен, а позднее захоронение перенесли на Бородинское поле к главному монументу.
Музей в главном усадебном доме, «дворце» идет в ногу с современными российскими музейными тенденциями, а именно он насыщен всякими интерактивностями. Но по мне, не всегда это сделано удачно. Самый удачный интерактивный объект – это зеркало-дисплей при входе на второй этаж. Датчик движения реагирует на приближение посетителей, и в какой-то момент большое зеркало начинает темнеть, и из тьмы появляется Александр Сергеевич (удачно загримированный актер, а не компьютерная анимация) и приглашает прогуляться по усадьбе. Очень мистически … Правда потом возникает мысль – почему Пушкин приглашает нас на прогулку по чужой усадьбе? Как-то это неучтиво по отношению к хозяевам. Так же в музее есть еще несколько интерактивных панелей, сделанных «под картины», но это все уже не так удачно. Они оживают и начинают говорить, перебивая рассказ экскурсовода. Но если гулять по усадьбе без экскурсии, самому по себе, то, возможно, оно и ничего…
Стоит отметить, что усадьба расположена на берегу пруда, который получился после перекрытия речки Большой Вяземки плотиной. Плотине этой уже несколько сотен лет, как и мосту через речку. По мосту сейчас проходит пресловутый ЦКАД, и думаю, что для местных жителей ничего хорошего в этом нет. Я-то там был последний раз еще до пуска этого объекта, но и тогда движение через Б.Вяземы было очень интенсивным. И мост, и плотина, конечно, много раз подновлялись, ремонтировались, модернизировались, но всегда в них оставалось что-то от прежних времен, так что их тоже можно считать памятниками истории.
Вот и все, что хотелось рассказать об усадьбе. Надо будет все-таки доехать и до Захарова, поближе познакомиться с той частью музея, чтоб составить полное впечатление.