Найти в Дзене
⚡️IMBA ENERGY⚡️

Как энергетики стали культурным феноменом: аптеки, Таиланд и амбициозный австриец

Оглавление
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

Энергетические напитки прошли огромный путь, который, тем не менее, остался незамеченным для большинства российских потребителей. Несмотря на то, что они появились еще в 20-х годах прошлого века, на российский рынок энергосы вышли только в «лихие 90-е», когда их образ для потребителей во всем остальном мире уже фактически сформировался.

Между тем, энергетики изначально не были атрибутом молодежи: студентов, тусовщиков и геймеров. Напротив, первые постоянные покупатели были намного старше и относились к рабочему классу. Энергосы прошли путь от лекарства до «жидкой батарейки» меньше чем за 100 лет. Листай вниз, чтобы узнать, как это было😉

Первые энергетики

Их прародителями считаются чай и кофе из-за высокого содержания кофеина. Однако аналоги, наиболее приближенные к современным энергосам появились не ранее, чем в первой половине 20-го века.

Произошло это на территории Великобритании в 1927 году. В то время английский фармацевт Уильям Уокер Хантер разработал напиток, состоявший из сахарного сиропа, воды, кофеина, ароматизаторов и консервантов. Но продукт не пользовался большим успехом, и Хантер продал свою компанию в 1938 году крупному фармацевтическому конгломерату.

Был проведен ребрендинг и «лекарство» стали выставлять в аптеках, после чего продажи поползли вверх.
Был проведен ребрендинг и «лекарство» стали выставлять в аптеках, после чего продажи поползли вверх.

Перенесемся с Туманного Альбиона на Дальний Восток, в страну Восходящего Солнца. Япония середины XX-го века стремительно набирала «экономический жирок», проходя процесс восстановления экономики после Второй Мировой войны. Считается, что одним из важных факторов, которые этому способствовали, была местная корпоративная культура. Всем она знакома и многих она пугает: пожизненный найм, постоянные переработки, труд во время болезни, зарплата сообразно возрасту. В условиях послевоенного экономического бума офисные работники нуждались в средстве, которое поможет преодолеть усталость и работать в ускоренном режиме.

И поначалу ими были, как ни странно, не энергетики, а различные стимуляторы, в том числе и амфетамины. Тем не менее их продажу, по очевидным причинам ограничили еще в 1950-х. Таким образом, появление энергетика в стране было в большей степени вопросом времени. Уже в 60-х годах в стране начали производить первый энергос, стремительно набиравший популярность среди офисных работяг. В отличие от своего европейского предшественника, он включал в состав таурин, который стал неотъемлемым компонентом в тонизирующих напитках.

Энергетики еще долгих 20 лет оставались сугубо азиатской фишкой, практически не затрагивая европейские рынки.
Энергетики еще долгих 20 лет оставались сугубо азиатской фишкой, практически не затрагивая европейские рынки.

Кто и почему пил энергетики в Азии и Европе

Что касается главных потребителей – они долгое время были не такими молодыми, какими их привыкли видеть в наше время. В случае Великобритании напиток позиционировался как средство для восстановления сил после тяжелой болезни. Ничего общего с современным образом.

В Японии подошли чуть ближе: первый энергос предназначался офисным клеркам и заводским рабочим, определенная часть которых относилась к молодому поколению. Он, тем не менее, продавался в аптеках и не имел того «молодежного» имиджа, с которым все знакомы. Его отпускали в небольших бутылочках, по виду больше напоминавших сироп от кашля.

Интереснее ситуация сложилась в Таиланде, на родине знаменитого «окрыляющего» энергетика: там он продавался, главным образом, на заправках. Его потребителями были не молодые тусовщики, а дальнобойщики и рабочий класс: водителям нужно было оставаться в строю во время изнурительной дороги, а трудящимся – быть в состоянии пережить долгие смены в полях и на предприятиях.

Получается, энергетик – орудие пролетариата?
Получается, энергетик – орудие пролетариата?

Рождение лидера рынка

История всем известного бренда уходит корнями на Восток, в Таиланд. Изначально «окрыляющий» энергетик носил имя «Krating Daeng», что переводится как «Красный бык». Его разработал фармацевт Чалео Йювидья – выходец из бедной семьи торговцев фруктами, не получивший систематического образования. Родившийся в сельской местности, он переезжает в Бангкок, где работает продавцом в фармацевтической компании вместе со своим братом до тех пор, пока не заработает денег на открытие бизнеса. В 1976 году он выпустил собственный энергетический напиток.

Продукт Чалео, тем не менее, не стал лидером рынка даже в Таиланде – сказывалось давление японских конкурентов, которые вышли на рынок раньше.
Продукт Чалео, тем не менее, не стал лидером рынка даже в Таиланде – сказывалось давление японских конкурентов, которые вышли на рынок раньше.

Ситуация изменилась, когда в страну с командировкой прилетел Дитрих Матешиц, на тот момент – директор по маркетингу в компании Blendax (той самой, которая выпускает одноименную зубную пасту). Из-за синдрома джетлага у австрийского бизнесмена возникли проблемы с продуктивностью и режимом, которые он решил, попробовав продукт Чалео. Вдохновившись популярностью энергетиков на Востоке и отсутствию аналогичного рынка на Западе, он оставил свой пост и связался с тайским коллегой, чтобы организовать совместный бизнес, который вскоре вырастет в бренд, не нуждающийся в упоминании.

Путь к вершине не будет легкой прогулкой: оба предпринимателя поставят на дело свое состояние, а компания первое время будет балансировать на грани банкротства.

⚡Об этом и о том, как Матешиц совершит революцию, сделав энергетики напитком молодежи, читайте в следующей статье, которая выйдет совсем скоро⚡