В последнее время регулярно, перед каждым Новым годом, появляются сообщения, что в том или ином районном центре Нижегородской области местные власти без спроса спилили на частной территории ель для украшения главной площади – обычно у пенсионеров или инвалидов. Последний раз такое произошло несколько дней назад в Ардатовском районе. Глава администрации поступил нехорошо, еще и не сразу признал вину.
Узнав об этой истории, я сразу подумал о своем участке, где мною посажены два десятка елей и сосен, которые сейчас вымахали – хоть в Кремль вези. Приеду – а там пол-участка вырублено. При этом по закону я даже на своем участке не могу просто так вырубить дерево, мною же посаженное и выращенное – нужно получать разрешение.
Администрация предпочла решить свои проблемы за чужой счет. А ведь можно было согласовать вопрос с хозяйкой, предложить ей какую-то компенсацию – и не обязательно денежную: решить проблемы пенсионерки с отоплением, с дровами, с газом. Наверное, дому требуется какой-то ремонт. Предложили бы – она бы подумала и, возможно, согласилась.
А вот так, как тати в нощи... Встаешь утром, а у тебя перед домом голая полянка.
Глава администрации должен сделать какие-то выводы, наказать тех, кто осуществил на практике эту вырубку. И не только извиниться перед пенсионеркой, но и договориться о достойной компенсации. И высадка нескольких саженцев проблему не решает – дерево растет несколько десятков лет. Увидит ли пенсионерка эти деревья большими?
Нужно проверить, в каком состоянии ее дом и участок, дорога к нему. Нужно посмотреть на проблему шире. К тому же сколько стоят четыре саженца – и сколько стоит 25-метровая ель? Это несопоставимые суммы. Так просто от пятнышка, полученного на мундир к Новому году, не избавишься.
Нужно, чтобы глава администрации искренне принес извинения и сделал все, чтобы исправить допущенную ошибку.
Такие истории в Нижегородской области происходят из года в год, то в одном районе, то в другом. Потому что никого не наказывают, нет серьезных последствий ни для глав администраций, ни для организаторов подобных нарушений. Конечно, пенсионерка может и в суд обратиться по такому поводу. Но люди боятся связываться с представителями власти.
Опять к президенту обращаться, чтобы он подсказал, что нужно делать, или к губернатору? Сами чиновники думать не хотят. По-человечески подойти к пенсионерке и поговорить – гордыня не позволяет.
Надо, чтобы чиновников совесть мучила. Пока никто им не поможет, чтобы их совесть мучила, они так и будут из года в год искать, что, где у кого срубить на халяву.
Такое спускать нельзя. Губернатор должен откликаться на такие события.
Похожую ситуацию мы видим и в истории с увольнением заведующей столовой в городецкой школе только за то, что она пожаловалась на холод в пищеблоке. Вместо решения проблемы местные власти ее усугубляют, загоняют вглубь. Ведь незаконность такого решения очевидна. Чтобы уволить по закону, нужно доказать, что она клевещет – а ведь скорее всего она сказала правду. Значит, любой суд ее восстановит.
Поэтому областные власти, соответствующее подразделение, которое занимается муниципальными органами власти, внутренней политикой должен обращать внимание на такие ситуации и делать выводы, а не покрывать нарушителей закона.
Надо пробуждать у чиновников совесть. Это лучший индивидуальный судья для каждого человека. Молчит совесть – нарушения будут продолжаться. Поэтому главная задача областной власти сегодня – разбудить совесть тех чиновников, у которых она заснула.
Александр Суханов, политолог