Найти тему

Наука через искусство: глаз как объектив

Еще одна тема, интересующая и ученых, и художников, — оптика. В этом разделе выставки были представлены приборы из коллекции Политехнического музея и живопись Жоржа Сёра, фотографии Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, графика Рембрандта Харменса ван Рейна и коллаж Александра Григорьева.

Рассказываем о прикладных изобретениях, повлиявших на искусство.

Зеркало

Далеко не всегда для точной передачи облика объекта требовались сложные оптические схемы. Самым необходимым инструментом было обычное зеркало. С его помощью художники не только писали автопортреты, но и анализировали собственные работы. Например, Леонардо да Винчи советовал живописцам в процессе создания картины смотреть на ее отражение, чтобы вовремя увидеть ошибки. Этот принцип до сих пор используют последователи академической традиции.

Распространенный прием в изобразительном искусстве – анаморфоз, или искаженная перспектива. Такие изображения можно воспринять лишь с помощью оптических приборов или с определенного ракурса – как череп на картине «Послы» Ганса Гольбейна Младшего. Чтобы получить нужную проекцию, художники порой использовали выпуклые и вогнутые зеркала. Например, деформированные портреты свергнутого британского короля Карла I, созданные в XVII веке, обретают привычные очертания, лишь отражаясь в цилиндрическом зеркале.

Зеркало помогало и в работе с цветом. В XVIII веке британские художники-любители не расставались с карманным зеркальцем со слегка выпуклой поверхностью, окрашенной в темный цвет. Названное в честь известного французского художника Клода Лоррена «зеркало Клода» кадрировало пейзаж и приглушало оттенки, позволяя добиться живописного эффекта. С его помощью начинающие художники подбирали гамму в подражание кумиру, а туристы любовались красивыми видами.

Принцип зеркального отражения – основа процесса создания печатной графики. Трудно поверить, но художники, замышляя композицию гравюры или офорта, должны выстроить ее в виде «композиционного негатива», чтобы получить в отпечатке необходимое изображение. Помимо офортов Рембрандта, созданных со свойственной ему легкостью и открытой структурой рисунка, в экспозиции можно увидеть двойное отражение. Лист из серии «Нарцисс» Гарифа Басырова проходит отражение – в смысловой и технической плоскости.

Переносная камера-обскура со встроенным зеркалом. 1820. Политехнический музей. Такие камеры были одним из важных инструментов художников. Фото: Политехнический музей
Переносная камера-обскура со встроенным зеркалом. 1820. Политехнический музей. Такие камеры были одним из важных инструментов художников. Фото: Политехнический музей

Камера-обскура

Еще в XI веке арабский астроном Ибн аль-Хайсам наблюдал Солнце с помощью специальной палатки. Лучи света, проходящие через крошечное отверстие в стенке, проецировали на противоположную стенку перевернутое изображение светила.
Спустя века камера-обскура стала важным инструментом для создания эскизов. С помощью телескопа, прикрепленного к отверстию камеры-обскуры, астроном Иоганн Кеплер создавал панорамные наброски пейзажей. Но наиболее явно устройство повлияло на работы голландского живописца Яна Вермера, которые славятся реалистичностью и идеальной перспективой. В то время камера-обскура была уже не примитивным ящиком с отверстием в стенке, а сложным устройством с системой линз и зеркал.
И все же самый заметный след в искусстве камера-обскура оставила благодаря фотографии. В XIX веке были созданы светочувствительные материалы, а камеры-обскуры превратились в первые фотоаппараты.

Камера-люцида

Переносить контуры объектов на бумагу помогала и камера-люцида. Это устройство в 1807 году изобрел английский физик Уильям Волластон. Его конструкцию улучшил французский оптик Шарль Шевалье, который работал с пионерами фотографии Нисефором Ньепсом и Луи Дагером.
В отличие от камеры-обскуры в оптической схеме камеры-люциды использовались не линзы, а призмы. Благодаря им устройство не переворачивало картинку. Камеру-люциду охотно применяли натуралисты, делавшие зарисовки животных и растений.
Британский рисовальщик Корнелиус Варли создал свою версию камеры-люциды – «патентный графический телескоп», который охотно рекламировал в своих работах. А вот химик Уильям Генри Фокс Талбот разочаровался в приборе и стал искать способ перенести рисунок на бумагу химическим путем. В 1835 году он запатентовал калотипию – один из первых в истории фотографических процессов.

Проекционные аппараты

Ранние предшественники кинематографа – проекционные аппараты. Это, например, «волшебный фонарь», изобретенный в XVII веке нидерландским физиком Христианом Гюйгенсом. В корпус фонаря вставляли свечу, а позже – лампу. Через узкое отверстие в корпусе на экран проецировались изображения со стеклянных пластин. С помощью разных модификаций фонаря для простолюдинов устраивали фантасмагорические представления с пугающими сюжетами. А изобретенный в XVIII веке солнечный микроскоп проецировал на стены гигантские изображения насекомых.
Порой проекционные аппараты становились инструментами и в руках художников. Например, Энди Уорхол проецировал фото на стену и обводил контуры – так был создан четырехметровый портрет Мао Цзэдуна.