Российский IT-рынок как зеркало отражает все процессы, происходящие в экономике. Геополитический отлив унес с собой огромные куски фундамента, на котором строилась цифровизация в нашей стране. Эти опасные пустоты приходится очень быстро заполнять — и делать это так, чтобы цифровая инфраструктура продолжала работать. Задачка из категории «двигатель на ходу перебирать». О том, как это удается, рассказывает заместитель генерального директора Холдинга Т1, управляющий директор нового российского вендора НОТА Кирилл Булгаков.
— Как изменился общий ландшафт на российском IT-рынке в 2023 году?
— Его определяют несколько ключевых трендов. Первый — мы продолжаем ощущать последствия тотального ухода из России западных вендоров, в том числе тех, которые занимали наиболее лакомые сегменты рынка — системные решения для корпоративных клиентов. Что сразу же сформировало огромный запрос на поддержку ранее внедренных систем этих вендоров локальными инструментами. Появилось много быстрых временных решений — бизнес достаточно прибыльный, но он сойдет на нет через два года максимум.
Одновременно мы видим, что вступило в реальную фазу импортозамещение, которое вызвано в первую очередь желанием государства обезопасить объекты критической инфраструктуры, которые тоже пострадали из-за демарша иностранных IT-компаний. И сейчас целые отрасли переходят на полностью отечественные решения.
Отсюда проистекает второй тренд — появление новых российских вендоров ПО с системными решениями. В этой истории компании, у которых был идейный гандикап, получили мощный толчок к развитию. Мы это видим по себе. Из-за того что мы занялись разработкой собственных решений гораздо раньше, чем пошел взлет спроса, — еще в 2020 году — к моменту передела рынка мы подошли с целым пулом достаточно зрелых программных продуктов и благодаря этому получили фору.
И третий тренд — еще не столь очевидный — экосистемность. Проявляется он в том, что все крупные вендоры стремятся создавать платформенные решения, которые закрывают потребности клиента в целом наборе сервисов.
— Вы сами развиваетесь ровно в этой логике — экосистемного подхода придерживается НОТА, продукты которой бесшовно интегрируются друг с другом. Как вы отбираете решения, которыми нужно дополнять экосистему?
— Изначально при формировании портфеля мы ориентировались на те продукты, в которые можно было трансформировать нашу многолетнюю экспертизу в определенных классах решений.
Исторически мы работали с корпоративным сегментом заказчиков в банковской и транспортной сферах, ритейле и ряде других. Для них представляли интерес в первую очередь HR и CRM-платформы. Это одна траектория развития. При этом мы замахиваемся на те отрасли, которые сегодня наиболее активно развиваются с точки зрения инвестиций в инструменты автоматизации. Речь идет в первую очередь про промышленность и госсектор.
В структуре НОТА есть аналитическое агентство, которое проводит регулярные исследования цифровой зрелости, что позволяет выбирать правильное направление и вкладываться в наиболее перспективные истории.
Хотя у многих крупных IT-игроков развитие происходит по иному сценарию: чаще всего компании просто пишут какой-то софт для себя и потом пытаются предлагать рынку. Получается не у всех.
— Вы анонсировали создание НОТА совсем недавно — на ПМЭФ летом 2023 года. Есть уже что показать? И какое место НОТА занимает в структуре холдинга?
— Стартовали мы достаточно ярко, свидетельство этому — быстро растущая партнерская сеть. Сегодня в ней уже десятки активно действующих партнеров. А в перспективе мы видим, что 8–9 из 10 крупных и средних IT-игроков будут участвовать в продвижении наших продуктов.
Роль продуктового направления в стратегии Холдинга Т1 — важнейшая по нескольким причинам. Во первых, наличие портфолио собственных решений и системы по их продвижению — это показатель высокой зрелости бизнеса. Во вторых, оно увеличивает акционерную стоимость: мультипликатор продуктового бизнеса многократно превосходит мультипликаторы бизнеса сервисного или классического интеграторского. С точки зрения финансовых показателей уже сейчас обороты нашего бизнеса измеряются миллиардами рублей, и мы реализуем чрезвычайно агрессивную и амбициозную программу роста.
— Еще что-то новое ждать в ближайшее время?
— Продуктовый портфель динамично развивается. В частности, эволюционирует платформа Сфера, которая уже включает в себя более 40 инструментов для организации и разработки программного обеспечения. Также расширяются возможности платформы НОТА МОДУС, автоматизирующей отношения с клиентами. В ней есть несколько функциональных модулей, которые пользуются популярностью у отраслевых заказчиков. Например, НОТА МОДУС. Взыскание — IТ-система для работы с задолженностями в банках. Большие перспективы в развитии у системы ВКС DION и HR-платформы, автоматизирующей рекрутинг.
— А какова вероятность выхода с этими решениями на международные рынки? Международную экспансию рассматриваете или сконцентрируетесь пока на России?
— Мы изначально создаем продукты, ориентируясь на самые высокие мировые стандарты. Для этого у нас есть многолетняя экспертиза, высококвалифицированная команда и большой организационно-финансовый ресурс. При такой комбинации факторов получается качественный продукт, реализованный на самом современном технологическом стеке. И в ряде случаев он превосходит даже ведущие зарубежные аналоги, которые так или иначе везут с собой воз технологических остатков, накопленных за десятилетия. Один из ярких примеров — наличие в решениях SAP фрагментов кода, написанных на давно вышедших из употребления языках программирования, например на распространенном в 1970 х COBOL.
Постоянное сравнение с популярными решениями сильно драйвит. Надо понимать, даже в странах СНГ и других дружественных государствах, где никакого импортозамещения нет, придется работать на общих основаниях и конкурировать открыто с теми же американцами, европейцами, китайцами… Очень интересно посмотреть, кто из отечественных вендоров сможет вырваться за пределы внутреннего рынка. Это будет ключевой показатель зрелости.
— Среди направлений деятельности, которыми занимается НОТА, есть и цифровой консалтинг. Насколько эта услуга востребована сейчас у отечественных компаний?
— Чрезвычайно востребована, потому что она позволяет самому заказчику структурировать свои бизнес-потребности и узнавать о современных возможностях программы цифровизации. Подчеркну, что изменения последних двух лет привели наших заказчиков к гораздо большему прагматизму. Если раньше они были готовы хорошо платить за красивые стратегии с модными словами и подписью international consulting с брендом из большой четверки, то сейчас в цене предметные дорожные карты, включающие ответы на конкретные вопросы: как эффективно управлять большими данными, какие прикладные технологии искусственного интеллекта использовать и так далее.
Преимущество нашего подразделения цифрового консалтинга в том, что мы создали ряд инструментов, которые позволяют анализировать реестр отечественного ПО и сравнивать присутствующие в нем продукты по заявленной функциональности.
Кстати, в реестре мы видим серьезную динамику: появляются как нишевые сервисы, так и масштабные платформенные решения. Среди последних конкуренция уже сверхизбыточная, и, скорее всего, в ближайшее время нас ждет череда слияний и поглощений, так как продуктов больше, чем рынок готов переварить.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»