Найти тему
Телепорт.History

Дмитрий Дрозденко: Против нашего «стратега» американский В-52 – старая калоша

Самый крупный и мощный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ТУ-160 впервые поднялся в небо 18 декабря 1981 года. Инициатором испытания был летчик-испытатель Борис Веремей: он совершил скоростную пробежку на самолете, который в будущем назовут грациозным и красивым именем “Белый лебедь”

Военный летчик, офицер запаса, главный редактор интернет-портала "Арсенал Отечества" Дмитрий Дрозденко в интервью Телепорту рассказал о преимуществах “советского лебедя”, и почему после развала СССР Россия чуть не потеряла эти самолеты

- Дмитрий Витальевич, почему этот бомбардировщик до сих пор актуален?

- На сегодня актуальны абсолютно все стратегические бомбардировщики. У нас на вооружении стоит ТУ-95, это “Медведь” турбовинтовой, он, кстати, самый быстрый турбовинтовой самолет на планете. А ТУ-160, это сверхзвуковой реактивный бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Вообще, стратегические бомбардировщики стали фактически платформами для пуска стратегических ракет, как в ядерном исполнении, так и в не ядерном. Кстати, на авиасалоне был представлен американский В-1В, который до сих пор стоит на вооружении. Так вот, по сравнению с нашим ТУ-160 он просто старая малютка, которую американцы сейчас пытаются модернизировать. А если говорить о B-52, то на фоне нашего стратега, он старая калоша.

- Какой самолет может составить конкуренцию ТУ-160?

- Тут дело не в конкуренции, а вооружении которое этот самолет несет. Наш несет стратегические ракеты, как в конвенциальном исполнении, так и в ядерном. Это не истребители, они не воюют друг с другом: их задачи выйти в район цели и пустить ракеты или бомбы, но наши стратеги бомбы не кидают, потому что они заточены под ракеты.

Когда ТУ-160 складывает крылья и переходит на свои кучи махов (ред. на очень большую скорость), он, конечно, не может на этой скорости лететь долго, это форсажный режим, режим прорыва, но были случаи, когда британцы пытались его перехватить, они не смогли, так как не догнали.

ТУ-160 – очень интересная машина, и очень хорошо, что мы ее возродили, модифицировав, потому что в советские времена мы чуть не потеряли технологии по ее производству. Главная задача таких машин – сдерживание противника.

- ТУ-160 – это советская разработка, наверняка эти бомбардировщики остались в арсенале у Украины?

Они были у Украины, когда развалился Советский Союз, и там был наиболее совершенный новый парк 160-х. Наши предпринимали попытки вернуть эти машины назад. Как только подписали Беловежские соглашения, Джордж Буш вел переписку с Ельциным и Кравчуком, и самый главный вопрос его был: “в чьих руках ядерное оружие”?, поэтому американцы требовали, чтобы выдавливали это оружие.

А вот, что касается бомбардировщиков Украина отдавать их не хотела ни за какие деньги. Но в 1988 году была создана некая комиссия из двух американских сенаторов Нанна и Лугара. Они договорились с Украиной, что за символические деньги будут утилизированы эти бомбардировщики, и под нож пошли самые новенькие: их просто рубили кранами и экскаваторами. Все-таки часть машин была уничтожена, а часть Россия забрала себе взамен на списание части долга по закупкам газа. Американцы были максимально заинтересованы, чтобы это разрушить их.

- А как американцы относятся к модифицированным моделям русских бомбардировщиков?

- Военные к этому самолету относятся очень серьезно, но властители Америки в своей гордыне полностью потеряли нюх: они не боятся нашего ядерного оружия, и в какой-то момент доиграются.

Свои вопросы экспертам вы можете задать в комментариях.