Основательно разочаровавшись в киноновинках 2023 года, я обратился к фильмам, ставшим уже классикой: как заграничным, так и советским, в которых есть какая-то своя особенная душа.
И вот в списке картин на пересмотр подошла очередь 12-серийного художественного телефильма "Семнадцать мгновений весны" режиссёра Татьяны Лиозновой.
Я прекрасно понимаю, что об этом фильме знают большинство русскоговорящих людей. И что о нём написано немало статей и рецензий - но мне хотелось бы обсудить в статье то, как смотрится эта кинокартина сегодня, в 2023 году, глазами человека, в чьём детстве всё же "Семнадцать мгновений весны" уже не обладала столь большой популярностью, как во время его выхода на экраны в СССР.
Аннотация:
Германия, канун окончания Второй мировой войны. Советский разведчик полковник Исаев, он же - штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
Смотрел я чёрно-белую версию - так как в принципе с детства любил и такие фильмы. И сразу же хотел бы отметить, что её достаточно в полной мере. Погружаешься в происходящее на экране с головой и совершенно перестаёшь замечать этот момент, который даже кажется мне определённой особенностью.
Тянуть с оценкой не буду и сразу же признаюсь, что на мой взгляд этот телефильм - настоящий шедевр. Это одно слово наиболее ёмко и точно подходит для "Семнадцати мгновений весны". Однозначно заслуженное 2 место в списке лучших сериалов на сайте "Кинопоиск" - хотя я бы подумал и о первом. Телефильм, несмотря на солидный возраст, не устарел. Все его элементы и эпизоды были мне, как современному зрителю, совершенно понятны.
Актёры здесь просто великолепны. Поглощая серию за серией, я никак не мог понять: как мы потеряли столь великолепную школу актёрского мастерства? Мимика, дикция, движения... Всё к месту и каждому веришь.
Особенно хотелось бы отметить по-настоящему качественные и интеллектуальные диалоги, каждый из которых важен для сюжета - пустых и лишних разговоров в телефильме попросту нет.
А музыкальные композиции Микаэла Таривердиева ещё долго после просмотра крутятся в голове. Каждая из них просто прекрасно подобрана под события, происходящие на экране.
Про закрученность, динамичность и накал сюжета хотел бы сказать кратко: здесь не просто каждая серия, а каждый эпизод держит в напряжении. При этом - что весьма интересно - повествование неторопливое, а кадры зачастую плавные, с долгими паузами.
С развитием истории начинаешь пристально следить за деталями: словами, жестами. Ведь начинаешь понимать, что всё, что было показано на экране - было сделано не просто так. Искренне переживаешь за Максима Максимовича Исаева (Штирлица), великолепно сыгранного Вячеславом Тихоновым. Ведь он окружён не какими-то идиотами - какими принято в последние годы показывать в кино нацистов, - а по-настоящему опасными и страшными людьми, а от того интересными антагонистами: Мюллером (Леонид Броневой), Шелленбергом (Олег Табаков), Борманом (Юрий Визбор) и другими. У каждого свой план и своя игра - и остаётся только с замиранием сердца наблюдать за тем, как Штирлиц вынужден маневрировать меж всех этих огней для выполнения поставленных ему Центром задач: узнать, а позже и сорвать сепаратные переговоры между Рейхом и западными союзниками.
Кстати, какой-то особенно выраженной советской пропаганды в телефильме нет - что меня, признаться, весьма приятно удивило. Есть только эти самые сепаратные переговоры, направленные против распространения коммунизма - но на этом практически и всё. Да и стоит всё же признавать, что они на самом деле были и проводились за спиной СССР.
Но всё же в первую очередь "Семнадцать мгновений весны" остаётся именно шпионским триллером и военной драмой.
Таким образом, я уверен, что "Семнадцать мгновений весны" может оказаться интересен любому зрителю и сегодня, независимо от даты рождения. В конце концов, можно сказать, что проверил это на личном опыте.
PS На некоторых фотографиях пришлось замазать символику для соблюдения закона. Такое время - прошу понять и простить.
Вспоминается французская комедия 1958 года "Закон есть закон". Раньше было смешно, теперь уже не очень - но фильм, к слову, тоже очень советую.
➡️ Мои социальные сети: https://taplink.cc/tever_tv