В процессе работы над фильмом "Агония" режиссер Элем Климов очень долго не мог определиться с актером на роль Григория Распутина.
Уже давно пора было начинать съемки, а режиссер настаивал на все новых и новых кинопробах.
Вот так выглядела наиболее подходящая подборка кандидатов на роль Григория Распутина по версии Элема Климова:
№1 - Владимир Самойлов, №2 - Алексей Петренко, №3 - Михаил Ульянов, №4 - Евгений Лебедев, №5 - Евгений Евстигнеев, №6 - Анатолий Папанов.
О том, как ему трудно было сделать выбор, вспоминал сам Элем Климов:
Мы посмотрели четырех Распутиных - Евстигнеева, Папанова, Маркова, Петренко. Они отобраны из многих, лучшие актеры этого возраста. Считаю, что не подходят Евстигнеев и Папанов из-за узнаваемости. Евстигнеев будет пользоваться наработанными штампами...
(...)
Серьезная кандидатура - Петренко. В нем есть сумасшедший глаз, но ему только 35 лет, очень молод для этой роли...
Анатолий Папанов действительно выглядит слишком узнаваемым в гриме. Но не пойму какие-такие творческие штампы Элем Германович увидел у Евгения Евстигнеева?
На мой взгляд, Евгений Евстигнеев смотрелся бы в роли Григория Распутина потрясающе харизматично:
Несмотря на то, что знаменитый актер в этом гриме выглядит довольно жутко, одновременно в нем видна и такая духовная сила, которая для идеологически выверенной трактовки тех лет была явно лишней.
Может быть, именно в этом и кроется настоящая причина того, что Евгения Евстигнеева не утвердили на роль Распутина.
Впрочем, это совсем не означает, что Алексей Петренко сыграл Григория Распутина плохо. Наоборот, гениально.
Просто у Петренко получился свой Распутин с уклоном в психопатию и одержимость, а у Евгения Евстигнеева этот исторический персонаж вышел бы другим.
О том, что, несмотря на утвержденный сценарий и видение режиссера, очень многое все-таки зависит от того, как сам актер ощущает себя в этой роли, свидетельствуют кинопробы Михаила Ульянова:
Михаил Ульянов - не менее выдающийся актер, чем все описанные выше. Но в его трактовке образа Григория Распутина не видно ни мощи, ни харизмы. Зато с избытком хитрости и лукавства.
Если говорить о достоверности фильма Агония, то можно отметить, что хотя историческая канва в нем в целом и соблюдена, то в деталях очень много откровенных подтасовок.
Например, Александра Федоровна показана в этом фильме недалекой бездельницей с лицом латышской крестьянки, которая целыми днями валяется на кровати и закатывает истерики.
Хотя супруга Николая II еще в самом начале Первой Мировой войны прошла курсы сестер милосердия и с 1914 по 1917 год почти каждый день (кроме воскресенья) с утра до вечера работала в госпитале в Царском Селе, где перевязывала раненых, ассистировала при операциях и т.п.
Также и со многими другими фактами. Но если смотреть фильм "Агония" подготовленным, то можно даже получить своеобразное удовольствие в процессе просмотра, отделяя правду от идеологических нагромождений.
Тем не менее, я считаю фильм "Агония" одним из главных шедевров советского кинематографа. Поскольку все актеры в этом фильме не просто играют, а буквально на разрыв проживают свою роль.
К сожалению, в наши дни такой актёрской отдачи и полного перевоплощения в своих героев уже не встретишь.